Во взрослых романтических отношениях часто можно встретить людей, чьи способы управления эмоциями сильно различаются. Есть те, кто проявляет эмоции внешне, и те, кто прячет эмоции внутри. Общаясь вместе, они могут столкнуться с трудностями при установлении связи.
Их конкурирующие потребности и разные стратегии эмоциональной регуляции могут привести к тому, что партнеры будут неверно истолковывать навыки психологического выживания другого как личные нападки или отвержение. Этот разрыв в общении часто усиливается, если один или оба партнера страдают алекситимией.
Понимание алекситимии
В переводе с греческого слово «алекситимия» означает «без слов для обозначения эмоций».
Алекситимия часто служит временной защитой от эмоциональной боли, с помощью которой человек подавляет переживание страдания. Нормальное эмоциональное функционирование возобновляется, когда утихает стрессор или угроза, или когда у человека развиваются более сложные навыки совладания.
У детей, у которых развивается алекситимия, могли быть родители, которые были холодны, отвергали детей или были эмоционально недоступны.
Алекситимия может проявляться у разных людей с различным набором симптомов. Некоторые из наиболее распространенных индикаторов алекситимии включают:
- Проблемы с регулированием эмоций в целом
- Повышенные трудности с возбуждением и эмоциональной регуляцией в интимных отношениях
- Использование стратегий дистанцирования или отсечения
- Трудность оставаться в соответствии со своими ценностями и убеждениями
- Усиленное предпочтение автономии
- Страх эмоциональной близости
- Трудно выразить свои чувства к себе или другим людям
- Подавленное эмоциональное выражение
- Отсутствие внутреннего воображения
- Дистресс в социальных сетях
- Хроническое негативное настроение
- Ограниченная способность к сочувствию
Нормативная мужская алекситимия
Алекситимия чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Многие мужчины усваивают правила токсичной маскулинности – доминирование, конкуренцию, агрессию в раннем возрасте.
К двум годам мальчики, как правило, менее выразительны в словах по сравнению с девочками того же возраста. Сверстники и другие мужчины в школе, в семье или в группах друзей могут укреплять правила мужественности и запугивать мальчиков, которые их не соблюдают. Из-за страха оказаться недостаточно мужественным необходимо преувеличенное чувство эмоционального подавления, чтобы не рисковать быть исключенным из клуба мужчин.
Семьи, которые придерживаются более традиционных или жестких ожиданий в отношении гендерных ролей, как правило, препятствуют сыновьям выражать эмоции уязвимости, одновременно поощряя их выражение у своих дочерей.
Несмотря на то, что мужская гендерная ролевая социализация не связана с прямой травмой в отношениях, она учит мальчиков подавлять эмоции и отрицать свои чувства уязвимости, пассивности или нежности. Можно предположить, что это способно вызвать значительный эмоциональный стресс и одновременно лишить мальчиков способности распознавать, маркировать и выражать свои эмоции конструктивно.
Субклинические уровни алекситимии чаще встречаются у мужчин. Хотя это и не «нормально», эта черта стала «нормализованной» из-за усиливающей природы демонстративной маскулинности. Подавленные чувства затем могут быть отыграны под видом гнева, учитывая, что агрессия является разрешенным выражением эмоций в рамках традиционной маскулинности.
Что касается привязанности, у мужчин – более высоко распространена избегающая привязанность, чем у женщин, поскольку они учатся минимизировать свои потребности в привязанности, чтобы не выглядеть слабыми или немужественными.
Влияние на отношения
В романтических отношениях алекситимия создает множество проблем, которые усугубляются в сочетании с жесткими гендерными ролевыми ожиданиями, если они есть у партнеров.
Партнер с алекситимией не только изо всех сил пытается идентифицировать, выражать или различать свои эмоции, но он часто настолько подавлен задачей обдумывать свои чувства, что это вызывает эмоциональное и эмоциональное отключение.
Партнер с алекситимией больше всего склонен к тенденции регулировать эмоции, не вовлекая других. Ему может оказаться сложно проявить сочувствие к партнеру, который может быть более эмоционально выразительным.
Партнер человека с алекситимией может чувствовать себя брошенным на виду у всех, и это часто вызывает беспокойство и страх быть отвергнутым или брошенным.
Алекситимия отрицательно коррелирует с физической привязанностью, с качеством и удовлетворенностью, которые испытываются в отношениях.
Когда у одного или обоих партнеров есть алекситимия, парам может быть трудно чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя услышанными или увиденными. Им может быть трудно установить чувство цели, защиты и связи.
Дефицит эмоционального выражения, общения, связи и регуляции представляет собой прямую угрозу безопасному функционированию пары.
Эмоции – это биологический императив, необходимый для выживания. Эмоциональная осведомленность и интеллект – это эволюционные стратегии, которым можно научиться даже в более позднем возрасте.
Работа над разрушением ограничений самовыражения, которых требует жесткая мужественность, дает мужчинам возможность испытать весь спектр собственных эмоций. Проработавшие свои эмоции мужчины могут добиться того, чтобы их видели и подтверждали их эмоции, не ставя под сомнение их мужественность.
Индивидуальная терапия может обучить мужчин навыкам эмоциональной регуляции, которые помогают им стать более сильными коммуникаторами. Парная терапия может помочь сблизить партнеров и вернуть их в соответствие с их общими целями в отношениях.
Развитие взаимопонимания и навыков для эффективного удовлетворения потребностей друг друга помогают партнерам освободиться от шаблонов самозащиты и почувствовать комфортную и развивающую каждого из них связь.
фото Vera Arsic с Pexels