Когда речь идет о тренировках, можно выделить три группы людей в зависимости от отношения к ним.
Есть те, кому это нравится. Это люди, для которых спорт – привычка. Даже когда в их графике занятий возникают неизбежные помехи, они вносят коррективы и держатся.
Есть группа тех, кто знает, что им “надо”. Они знают о пользе тренировок для здоровья. После занятий они могут почувствовать себя лучше и улучшить качество жизни во всем. Они могут начать заниматься уже в сотый раз, но почему-то они никогда не переходят от «я должен» к «мне нравится» заниматься спортом. Тренировки для них – это всегда рутинная работа. В результате они часто не получают четких усилий.
Последняя но не менее важная группа – это те, кто, даже зная, что должны заниматься, просто не считают себя способными. Они полагают, что это может быть неудобно, возможно, даже сопряжено с болью. Они приходят к выводу, что лучше вообще держаться от спорта подальше. Им может казаться, что у них и так все в порядке.
Когда попытки изменить ситуацию не работают
Социальные науки, психология, физкультура и другие дисциплины изо всех сил пытаются уговорить людей делать больше упражнений. Тем не менее, процент людей, регулярно получающих рекомендованную дозу физических упражнений для пользы здоровья, очень низок – около 20 процентов.
Из большинства программ и стратегий, пытающихся приобщить людей к спорту выделяются три типа.
Некоторые рассказывают людям о пользе физических упражнений. Такой подход часто не помогает им почувствовать себя способными.
Многие программы были учреждены в качестве исследовательских программ. Часто, как только такая программа заканчивается, участники забрасывают физические упражнения.
Есть программы, стремящиеся сделать спорт более увлекательным. Они делают упор на гаждеты и разнообразные подсчеты такие как количество шагов, минут, потраченных на упражнения, вес участников.
Какие-то программы используют конкурсы и награды для поощрения участников. Когда новизна этого проходит, привычка к упражнениям ослабевает.
Справедливости ради у некоторых из этих программ есть свои успехи. Некоторым людям удается обнаружить, что им нравятся преимущества, которые они получают от физических нагрузок, и продолжают их. Они переключаются с сосредоточения внимания на боли и неудобствах на удовольствие. Некоторым удается продолжать работу, даже когда программа, на которую они подписались, прекращена.
Но многие участники часто застревают, не достигая результатов.
Так почему управляемые программы не достигают большего успеха?
Внешняя и внутренняя мотивация
Исследования говорят нам, что программы, продвигаемые извне, полагаются на внешнюю мотивацию. То есть завершение программы или временное усилие (например, «Я просто попробую») часто основано на получении некоторого вознаграждения. Это может быть просто удовлетворение от завершения программы. Проблема в том, что, когда исчезает награда, исчезает и стимул продолжать.
Другой подход к этому вопросу нам предлагают теории об изменении поведения. Они сосредоточены на внутренней мотивации как на более надежном гаранте изменения поведения. Внутренняя мотивация предполагает выполнение чего-либо ради внутреннего вознаграждения.
Со внутренней мотивацией связаны чувства компетентности и удовлетворения. И если в жизни человека не всегда есть внешнее вознаграждение, то внутреннее можно всегда развить.
3 важных понятия внутренней мотивации
Мы можем использовать концепцию внутренней мотивации, чтобы помочь людям переключаться с уровня страха перед упражнениями на терпимость или даже энтузиазм по отношению к ним.
Ключевая ценность
Определите основную ценность, к которой вас могут привести тренировки, если включите в них больше движений или упражнений. Для этого нужно понять, какие достижения и ценности мы считаем важными для себя.
Установив ценность, работайте в обратном направлении, определяя, какие действия или навыки вам потребуются, чтобы это стало реальностью.
Самоэффективность
Концепция самоэффективности успешно используется для прогнозирования положительных результатов в изменении поведения, включая тренировки. В ней самым сильным предсказателем успеха является развитие чувства власти над новым поведением.
Многие люди не чувствуют себя достаточно спортивными, или достаточно здоровыми, или осведомленными, чтобы правильно тренироваться. Один из очень эффективных способов развить самоэффективность – разбить деятельность на небольшие изменения, которые можно преодолевать по одному.
Сострадание к себе
Развитие сострадания к себе – это процесс, в ходе которого человек узнает, что неудача может быть опытом обучения, а не концом пути. Самосострадание – важный навык, который нужно развивать вместе с другими.
Можно ли научить себя внутренней мотивации?
Те, кто любит заниматься спортом, уже знают эти хитрости. Они остаются вовлеченными в занятия даже в плохие дни, потому что ценят результаты, которые получают. Они прощают себя и перегруппировываются после промаха.
Они знают, как сделать упражнения, чтобы те не наскучили, и как избежать выгорания или уныния. Именно эти навыки заставляют их возвращаться раз за разом в спортзал.
Это навыки, которым можно научить других, используя внутреннюю мотивацию.