Человеческое восприятие – удивительный механизм. Сырая информация попадает в наши пять органов чувств и преобразуется мозгом. Наши ощущения перерабатываются и реконструируются в модель внешнего мира.
Мы считаем, что наш мозг точно воспринимает объективную реальность, но данные нейробиологии указывают на то, что это понимание ошибочно.
На самом деле вместо того, чтобы воспринимать мир объективно, наш мозг фильтрует информацию на основе прошлого опыта.
Он даже может сформировать неверное восприятие, которое собъет нас с пути. И вот из-за таких когнитивных неточностей человеческое восприятие искажается.
Почему восприятие ошибочно?
Эволюционно для людей в целях безопасности было важно соответствовать вере и поведению племени. У древних людей было множество физических угроз. Таким образом фильтры восприятия наших предков приводили их к принятию решений на основе того, с чем человечество уже сталкивались ранее. Это была разумная стратегия в хаосе первобытного мира.
Человеческое восприятие старалось уменьшить неопределенность и повысить предсказуемость.
Фильтры восприятия подталкивали людей нас к согласию с окружающими. Быть бунтарем и опровергать мысли племенных вождей было плохой идеей в дневнем мире. Мы можем почувствовать это в себе и сейчас. Мы ощущаем тревогу, когда выходим за рамки правил нашего племени.
Наш предвзятый мозг
В 1970-е годы психологи согласовали функции человеческого мозга с компьютерными моделями. Тогда же ученые Амос Тверски и Даниэль Канеман начали исследовать, как люди принимают решения. Часто у людей ограничены время, информация и познавательные способности.
Из-за этого в большинстве случаев для принятия решений мы часто полагаемся на упрощенные стратегии или ярлыки. Эти методы позволяют нам легче ориентироваться в мире. Но их использование часто приводит к ошибкам в принятии решений из-за наших предубеждений.
Ищите и найдете
Исследование Тверски и Канемана побудило психологов за несколько десятилетий выявить множество когнитивных предубеждений .
Например предвзятость подтверждения играет заметную роль в нашем восприятии информации из соцсетей и СМИ.
Предвзятость подтверждения – это склонность искать информацию, которая поддерживает наши предположения. Мы интерпретируем свидетельства, чтобы подтверждать свои убеждения, и при этом отвергаем или игнорируем любые несовместимые данные.
Курирование контента
Социальные сети и источники новостей дали нам возможность управлять нашей реальностью. Мы можем построить для себя свою личную предвзятую реальность, контролируя те источники, которые читаем. А соцсети в свою очередь вставляют в наши ленты новостей ту информацию, на которую мы реагировали положительно, таким образом укрепляя наши позиции. Такой подбор информации называется курированием контента.
Вредно ли курирование контента?
«Мы находим утешение среди тех, кто с нами согласен, но растем среди тех, кто не согласен». – Фрэнк А. Кларк
Нам неудобно позволять бросать вызов своим твердым убеждениям. Нам иногда легче заключать себя в капсулы фильтров, которыми мы защищаем себя от противоречащих взглядов. Но это может сделать нас более нетерпимыми к чужой позиции и отучить нас искать подкрепление своим идеям и позициям.
Что мы можем сделать?
Мы не можем полностью непредвзято относиться к чьему-то мнению или какому-то событию из-за нашей системы восприятия. Но мы можем осознавать своб тенденцию к предвзятости и предвзятости подтверждения.
Прежде чем заблокировать кого-то в Twitter или Facebook, остановитесь и спросите, почему вы это делаете. Если вы не согласны с мнением человека, подумайте, можете ли вы использовать его альтернативные идеи как потенциальную возможность для своего роста.
Нужно четко различать сигналы об угрозе, которые передает нам наш первобытный мозг или лимбическая система от не такого уж и опасного мысленного дискомфорта. Переживание такого дискомфорта может привести нас к перекалибровке мыслей и осознанию новых возможностей.
В древности наше стремление к конформизму и подтверждению могло защитить нас от диких тигров или медведей и враждебных племен. Но сейчас наши племенные связи могут оказаться невыгодными. Они могут заставить нас выбирать однобокие источники новосте и суживать наш взгляд на мир.
Прежде чем блокировать источник или отказываться от подписки на его, подумайте, в какой информационной среде вы хотели бы жить – бедной и скудной или многополярной и богатой на разнообразные мнения.
фото ArtHouse Studio с Pexels