Недавнее психологическое исследование показало, что люди, которым нравятся фильмы ужасов, испытывают в период пандемии меньший психологический дистресс. Более раннее исследование показало, что для поклонников фильмов ужасов характерен более высокий уровень поиска рискованных ощущений.
Возможно, люди, которым нравятся фильмы ужасов, лучше справляются с жизнью в пандемию. Их чувство личной независимости позволяет им рассматривать сложные обстоятельства как вызовы, которые они могут преодолеть.
Тот факт, что некоторым людям нравятся фильмы ужасов, кажется парадоксом. Такие фильмы вызывают тревожные эмоции – страх и беспокойство. Но все равно такой жанр очень популярен.
Некоторые считают, что просмотр фильмов ужасов может иметь катарсический эффект. Он очищает человека от негативных эмоций. Но это не так. После просмотра фильмов ужасов люди, как правило, испытывают большую тревогу, а не меньшую.
Альтернативное объяснение заключается в том, что фильмы ужасов позволяют моделировать угрожающие и опасные ситуации. При этом они дают людям возможность испытать чувство контроля над негативными переживаниями. Это соответствует теории, согласно которой художественная литература помогает безопасно симулировать и моделировать широкий спектр жизненного опыта. А это помогает человеку подготовиться к реальному жизненному опыту, который может возникнуть позже.
Основываясь на этой теории симуляции, недавнее исследование проверило идею о том, что поклонники фильмов ужасов могут иметь преимущество в преодолении эмоционального стресса, вызванного пандемией. То есть фильмы ужасов дают зрителям опыт жизни в угрожающей среде, и поэтому зрители могут быть более эмоционально подготовлены к жизни в условиях угрозы инфекции.
Чтобы проверить это, авторы разработали опросник, оценивающий психологическую устойчивость во время пандемии. В анкете содержались вопросы о двух аспектах устойчивости:
позитивной устойчивости, то есть способности получать удовольствие от позитивного опыта и эмоций во время пандемии;
и психологическом дистрессе, то есть переживании негативных эмоций во время пандемии, таких как депрессия, тревога и проблемы со сном.
Люди, которые отмечали мало негативных эмоций, считались более устойчивыми.
Участники заполнили анкету на определение психологической устойчивости и указали, являются ли они поклонниками различных жанров телешоу и фильмов, включая ужасы. Они ответили на вопросы о том, насколько физически и психологически они готовы к пандемии.
Исследование показало, что поклонники фильмов ужасов сообщили о значительно меньшем психологическом дистрессе, чем другие люди. Но при этом они не сообщили о большей или меньшей позитивной устойчивости или готовности к пандемии, чем другие.
Возможно, фильмы ужасов, как правило, сосредоточены на выживании в процессе негативных событий, а не на поиске позитивного опыта. Вероятно поэтому поклонники фильмов ужасов имеют преимущество в преодолении негативных эмоций, но не чаще других сообщают о позитивном опыте.
Другим источником связи между потреблением ужасов и устойчивостью может быть то, что потребление ужасов связано с личностной чертой поиска ощущений. Поиск ощущений определяется как “стремление к разнообразным, новым, сложным и интенсивным ощущениям и переживаниям, готовность идти на физический, социальный, юридический и финансовый риск ради такого опыта”.
Одно из исследований показало, что стремление к ощущениям связано с удовольствием от ужасов и предпочтением высокоинтенсивных ужасов (то есть фильмов и передач, вызывающих сильный страх). Люди с высоким уровнем поиска ощущений меньше пугались при просмотре ужасов.
Авторы этого исследования интерпретировали связь между поиском ощущений и просмотром ужасов с точки зрения симуляции угрозы. Они утверждали, что предпочтение высокоинтенсивных стимулов, связанное с поиском ощущений – форма “доброкачественного мазохизма”. Он позволяет людям искать потенциально полезный, хотя и опасный опыт как способ расширить свой репертуар переживаний.
Этот подход используется для объяснения того, почему некоторые люди охотно приобретают вкус к острой пище. Сначала она может быть неприятной, с каждым разом становится более приятной. Преодоление первоначальной боли и отвращения, вызываемых такими продуктами, позволяет расширить вкусовой диапазон. Похожим образом потребление ужаса может быть связано с неприятным опытом, но человек может обрести чувство преодоления этого опыта.
Поиск ощущений несет адаптивных свойства и помогает в преодолении опасных ситуаций, что может способствовать психологической устойчивости. Люди с высоким уровнем стремления к ощущениям склонны воспринимать мир как менее угрожающий и менее склонный к негативным последствиям для них.
Это относится даже к ситуациям крайней опасности, таким как боевые действия. Исследование ветеранов боевых действий показало, что те, кто имел высокий уровень стремления к ощущениям, лучше переносили краткосрочную и долгосрочную адаптацию к экстремальному боевому стрессу и реже сообщали о симптомах посттравматического стресса, чем те, кто имел низкий уровень этой черты.
Ветераны с высоким уровнем стремления к ощущениям чаще шли на риск и совершали героические поступки, их чаще награждали за храбрость. А те, у кого был высокий уровень стремления к ощущениям, чаще преодолевали трудности ориентируясь на проблему, а не на эмоции. У них было меньше беспомощности и потери контроля, чем те, у кого был низкий уровень стремления к ощущениям.
Люди с высоким уровнем стремления к ощущениям склонны рассматривать рискованные ситуации как вызовы, с которыми они могут справиться, и уверены в хорошем исходе. Напротив, люди с низким уровнем стремления к ощущениям склонны рассматривать риски как вероятность того, что они приведут к плохим результатам, с которыми они не смогут справиться.
Людям с высоким уровнем стремления к ощущениям может больше нравиться жанр ужасов, потому что они испытывают более сильное чувство самостоятельности перед лицом опасности и могут лучше справиться с симулированной угрозой из фильма ужасов.
Люди с высоким уровнем стремления к ощущениям могут чувствовать себя более уверенными в своей способности справиться с угрозой здоровью, вызванной пандемией, и испытывать меньший психологический дистресс в ответ на нее.
фото Faruk Tokluoğlu с Pexels