Когда мы говорим с друзьями и родственниками о нашем общем прошлом, мы иногда обнаруживаем расхождения в памяти. Но это не означает, что память ненадежна. Расхождения в основном иллюстрируют различия в том, что каждый из нас считает важным. Кроме того, они показывают, какие именно ошибки может допускать память.
Разногласия в памяти
Одно из правил запоминания: не сравнивайте и не оценивайте свою собственную память на основе того, что кто-то другой считает важным для запоминания. Каждый из нас избирательно относится к различным аспектам событий. Каждый из нас по-разному влияет на свои конкретные воспоминания.
Разногласия с семьей и друзьями по поводу памяти о конкретных событиях возникают по нескольким причинам. Во-первых, мы часто фокусируемся на разногласиях в памяти, а не на соглашениях. Различия интереснее вспоминать и обсуждать. В этих воспоминаниях мы обращаем внимание на расхождения, а не на то, что общего в наших воспоминаниях. Мы часто усиливаем типичные, предсказуемые ошибки памяти.
Есть шанс, что только часть ваших общих воспоминаний не совпадает, например, присутствие или отсутствие конкретного человека, что именно было сказано или сделано.
Ошибки памяти
Многие из наших ошибок памяти – результаты составных образов. Конкретные воспоминания из разных временных периодов накладываются друг на друга. Люди могут быть вставлены в сцены, в которых их не было. Места и события вспоминаются точно, но люди оказываются не на своем месте.
Общие знания могут нести ошибки в конкретные воспоминания, вторгаясь в отдельные эпизоды. Предположим, обычно мы ходим в поход с братом, но однажды мы пошли с другом. Через несколько лет при воспоминании о том дне, когда мы ходили в поход с другом, накопленные воспоминания о походе с братом могут вторгнуться в этот отдельный случай, и мы вспомним это событие как поход с братом.
Личные воспоминания не просто выдуманы или сфабрикованы. Ошибки возникают в результате смешения воспоминаний. Их отдельные компоненты точно отражают наш первоначальный опыт. Но смешиваться они могут в неправильном виде.
Неправильное указание первоисточника
Некоторые ошибочные воспоминания о событиях могут быть созданы фотографиями или пересказанными семейными историями, которые формируют память. Отслеживание того, откуда поступает информация, называется мониторингом источников.
Важно отслеживать, основаны ли воспоминания на непосредственном опыте из первых рук или на чьих-то пересказах. Был ли ваш брат свидетелем того как сосед ругался со своей женой или ему об этом рассказала соседка?
Преувеличения
Воспоминания из раннего детства часто преувеличены. События вспоминаются как более длительные, чем они были на самом деле. Люди, предметы и комнаты кажутся больше. Мелкие неприятности могут вспоминаться как катастрофа.
Предвзятость доступности
Другая причина неточность памяти — предвзятое отношение к доступности. Мы используем доступность конкретных примеров в памяти для вынесения суждений об этих событиях в целом. Например, люди, которые часто смотрят местные новости, переоценивают уровень опасности в своем районе, потому что они могут легко вспомнить конкретные примеры преступлений из новостей.
Что касается ошибок и разногласий в памяти, то мы гораздо чаще вспоминаем примеры ошибочных воспоминаний, чем примеры точных воспоминаний. Поэтому мы переоцениваем частоту этих неточностей.
Мы не отмечаем каждый раз, когда соглашаемся с кем-то по поводу какой-то детали из прошлого. Но мы можем четко вспомнить, как кто-то неправильно запомнил имя коллеги на вечеринке.
Важность сознательного запоминания
Когда мы запоминаем точно, мы должны сделать паузу и отметить успешное запоминание. Так мы сохраним оценку нашей системы памяти.
Одна из причин, по которой ошибки запоминаются, заключается в том, что они являются исключением на фоне правильного запоминания. Мы уделяем им больше внимания, отмечаем их и поэтому запоминаем лучше. Отмечая наши успешные запоминания, мы можем укрепить свою память.
Забывание
Самый распространенный способ, с помощью которого память демонстрирует свои недостатки, — забывание. Мы забываем многое из того, что смотрим, читаем, думаем и с чем сталкиваемся в мире.
Забывание необходимо для здорового функционирования в бурлящем, ярком, временами тревожном мире, переполненном информацией. Действительно ли мы хотим запомнить все лица, которые видим в метро? Хотим ли мы помнить, где вчера припарковали машину? Нет никаких причин вспоминать многие из этих деталей.
В повседневной жизни мы сосредоточены на понимании мира, а не на его запоминании. Большую часть времени мы живем, двигаясь вперед – осмысливая, действуя и реагируя. Мы не ставим перед собой цель запомнить, поэтому не стоит удивляться, что мы не помним многих деталей.
Забывание делает возможным эмпирическое обучение. Такое обучение происходит, когда конкретные воспоминания о похожих событиях превращаются в общие знания.
Например, если мы неоднократно ходим в китайские рестораны, мы получим более полное представление о китайской кухне, даже если забудем многие отдельные блюда. Чтобы получить общие знания, мы интегрируем информацию из похожих событий, забывая отдельные детали. При этом мы становимся более осведомленными о данном типе событий. Забывание – это не поломка системы памяти, а необходимая функция обработки информации.
Полезные вопросы
В следующий раз, когда мы столкнемся с разными воспоминаниями об одних и тех же событиях, можно будет спросить себя?
Чем эти воспоминания отличаются друг от друга? В чем эти воспоминания одинаковы?
Есть шанс, что согласия будет гораздо больше, чем разногласий.
фото Timur Weber с Pexels