Вы когда-нибудь испытывали тревогу из-за предстоящего разговора, результат которого вы не можете предсказать? Из-за него вы весь день чувствуете себя раздраженным или нервным? Вы не можете сосредоточиться на других вещах?
Возможно, вы планировали обсудить что-то сложное с кем-то важным. Возможно, это состояние ваших отношений, ваша реакцию на предательство или извинения за нарушение обещания.
Может быть вам нужно сказать родителям, что вы не сможете навестить их. Или вам нужно попросить партнера изменить свое отношение к вам. Может, ваш ребенок подрался в школе, и вам нужно поговорить с ним, чтобы понять, что пошло не так.
Независимо от цели предстоящего “большого разговора”, некоторые вещи не меняются. Определенные стратегии общения почти всегда могут помочь. Вот семь основных идей того, как сделать трудные разговоры открытыми, ясными и продуктивными.
Сосредоточьтесь на цели
Прежде чем начать разговор постарайтесь определить, чего вы надеетесь достичь. Возможно, вы хотите попросить своего супруга перестать дразнить вас на людях. Может быть, вы хотите попросить своего начальника перестать вмешиваться в вашу личную жизнь.
Четко и конкретно сформулируйте в своем сознании. Не вступайте в разговор со смутным негативным чувством и намерением выпустить его наружу.
Когда вы начнете говорить, не просто жалуйтесь на проблему, которую вы заметили. Предлагайте решения.
Не используйте обвиняющий стиль общения
Отличным шаблоном для корректной формулировки может быть: “Когда ты делаешь А, я чувствую Б”. Просто объясните другому человеку, что ваши чувства следуют за его действиями. Не пытайтесь ему внушить, что он “заставляет” вас чувствовать себя плохо или чувствовать каким-то определенным образом.
Представьте свои чувства как непреднамеренное последствие, которого вы хотели бы избежать. Попросите собеседника помочь вам избежать этого.
Возможно, вам придется обратить внимание на свои собственные чувства до начала разговора. Постарайтесь обнаружить в себе антагонизм или стремление защищаться. Осознайте, что вы чувствуете злость на другого человека.
Перед встречей продумайте, как выразить эти чувства в нейтральной, не обвиняющей манере.
Признайте, что сложные межличностные проблемы имеют сложные межличностные причины
Вам придется признать собственную ответственность за какую-то часть конфликта, о котором вы хотите поговорить.
Осознайте, что часто в проблемах не бывает виноват исключительно один человек. Конфликт часто вызывается взаимодействием между людьми. Так же он мог быть частично обусловлен и вашими собственными ошибками в суждениях.
Не оскорбляйте, не провоцируйте и не обвиняйте. Откровенно расскажите о проблеме, но не обвиняйте в ней другого человека.
Принимайте критику, если она по теме
Признавайте свои ошибки. Прежде чем начать разговор, составьте мысленный список того, в чем вы готовы признаться.
Если вы хотите решить проблему, не считайте, что другой человек – единственный, кому нужно измениться.
Но не стоит и вдаваться в крайности. Не переводите разговор на исследование своих собственных недостатков.
Пусть разговор будет сосредоточен на проблеме, которую вы подняли в первую очередь. Не отвлекайтесь от главной темы. Если ваш собеседник начал уводить обсуждение в другую сторону, выслушайте его и скажите ему, что вы будете рады поговорить об этом, когда разберетесь с первоначальной проблемой.
Формулируйте просьбы в позитивном ключе.
Опишите изменения, которые вы хотели бы внести. Не просто жалуйтесь на проблему, которую вы заметили.
“Наши отношения испортились” не содержит предложения изменений. А “Я хочу, чтобы нам было легче проводить время вместе” – уже дельное предложение. И этот вариант не заставит вашего собеседника лихорадочно защищаться.
Продумайте план изменений в духе сотрудничества, выгодный для обеих сторон. Осознайте, что вы не единственный, кто выиграет от изменений, которые предлагаете. Постарайтесь объяснить другому человеку, почему это может быть так.
Не бейтесь до полной победы и разгрома оппонента
Иногда вам не нужно, чтобы другой человек согласился с вами. Возможно, вам нужно просто высказать свое мнение в нейтральной, хорошо аргументированной форме. Тогда вам нужно, чтобы собеседник услышал ваши слова и смог обдумать их позже. Возможно он будет защищаться, когда вы впервые предложите какие-то изменения. Но потом, в более спокойной обстановке он может изменить свою позицию.
Не ждите от оппонента немедленного изменения поведения или полного признания его вины. Может быть и вам придется смириться с тем, что вы “менее правы”, чем вы думаете.
Не забывайте слушать
Это самая важная стратегия общения в списке.
Когда вы начинаете трудный разговор, знайте, что он может пойти в неожиданном направлении. Обязательно отвлекитесь на некоторое время от попыток донести свою точку зрения. Постарайтесь действительно услышать и понять, что говорит другой человек. Проявите эмпатию, попробуйте понять и прочувствовать его точку зрения.