Физиология стресса

Понятие “стресс” укоренилось в научном и в общественном поле. При этом самому понятию “стресс” редко дается определение. Канадский эндокринолог Ганс Селье стал основателем понятия “стресс” в том виде, в котором мы его знаем его сегодня. И даже он писал, что “все знают, что такое стресс, и никто не знает, что это такое”.

Термин “стресс” появился в инженерной сфере для описания физической нагрузки на конструкцию.

В середине 1930-х годов в журнале Nature была опубликована статья “Синдром, вызываемый различными вредными агентами”. В ней обсуждались эксперименты на крысах, к которым применяли такие стрессоры как воздействие холода, хирургические травмы, спинальный шок, чрезмерная мышечная нагрузка или введение лекарств.

Когда крыса подвергалась воздействию стрессора, у нее возникал типичный “синдром”, который не был связан с физическим ущербом, нанесенным стрессором. Независимо от типа стрессора, которому подвергались крысы, после воздействия на них возникали две стадии.

На первой стадии, через 6-48 часов после первоначальной травмы у крыс наблюдалось заметное уменьшение размера тимуса (органа, ответственного за производство Т-клеток, критически важных для стратегии иммунитета).

На втором этапе, начиная с 48 часов после первоначальной травмы структуры мозга, ответственные за рост организма, переставали функционировать. Энергия организма перераспределялась в пользу других структур, отвечающих за выживание или энергия экономилась.

Ганс Селье пришел к выводу, что любой стрессор вызывает три реакции. Среди них – увеличение структуры мозга, стимулирующего выработку андрогенов и глюкокортикоидов, атрофия лимфатической системы, отвечающей за иммунитет и язва желудочно-кишечного тракта.

Модель общего адаптационного синдрома (ОАС)

Селье разработал модель общего адаптационного синдрома. Она которая предполагает, что вышеупомянутые реакции на стресс вызваны нарушением гомеостаза – естественного баланса организма. Модель общего адаптационного синдрома выделяет три отдельные фазы, которые активируются, когда человек находится в состоянии стресса. Первая стадия – реакция тревоги (состоящая из фаз “шока” и “антишока”), вторая – стадия сопротивления и третья – стадия истощения.

В рамках гомеостаза или естественного баланса организма организм адаптируется к небольшим стрессовым факторам. Но когда стрессовый фактор превышает уровень адаптации, предусмотренный гомеостазом, организм вступает в фазу шока на первой стадии.

На стадии тревоги активизируются клетки отдела мозга гипоталамуса и подавляется симпатическая нервная система, отвечающая за реакцию “бей или беги”.

Если когда стрессор продолжает действовать в фазе “антишока”, симпатическая нервная система активизируется, и возникает реакция “бей или беги”. Организм пытается мобилизовать ресурсы организма в случае опасности.

При контакте со стрессором из гипоталамуса высвобождается гормон и нейротрансмиттер кортикотропин-рилизинг фактор. Это вызывает выработку в надпочечниках выработку глюкокортикоидов, стероидных гормонов, регулирующих сердечно-сосудистую, иммунную и поведенческую реакции. Глюкокортикоиды известны в общественном дискурсе как кортизол.

Затем кортизол вступает в цикл отрицательной обратной связи с гипоталамусом, пытаясь подавить выработку рилизинг фактора.

В краткосрочной перспективе выделение кортизола необходимо, ценно и помогает организму адаптироваться. Но чрезмерное выделение кортизола дезадаптивным и может способствовать развитию патологий в организме.

Под воздействием кортизола кровь приливает ко всем жизненно важным органам, чтобы подготовить организм к реальной борьбе со стрессором или к бегству. Зрачки расширяются, повышаются кровяное давление, частота сердечных сокращений, потоотделение и дыхание. На этой стадии стресса появляются учащенное сердцебиение, боль в груди, головокружение и мышечная дрожь.

Если стрессор продолжает действовать, то во второй фазе стресса – резистентности – организм адаптируется к стрессору. При этом уровень кортизола остается повышенным. Таким образом организм продолжает поддерживать состояние бдительности.

Длительное выделение кортизола в такой ситуации начинает вызывать головную боль, мышечные спазмы или даже временный паралич. Высвобождение кортизола организмом – сложная задача и для ее решения истощается большая часть ресурсов организма.

В такую стадию попадает большинство студентов при подготовке к тестам и экзаменам, когда учеба и переживания длятся несколько дней, а то и недель. Если стрессор продолжает действовать и дальше, организм вступает в последнюю стадию стрессовой реакции – истощение.

Здесь организм уже не в состоянии сопротивляться стрессовому фактору. Организм начинает повреждать себя физически и психологически. Начинают формироваться разные проблемы, такие как язвы и сердечно-сосудистые заболевания.

Что важно помнить о стрессе:

  • Все жизненные события вызывают определенный стресс.
  • Стресс сам по себе не что-то плохое, но по возможности следует избегать чрезмерного или ненужного стресса.
  • Стрессор – это стимул, вызывающий необходимость адаптации к угрожающим обстоятельствам; стресс – это ответная реакция.
  • Неспецифические аспекты реакции организма на стрессор могут быть неочевидны; иногда только болезнь заставляет человека понять, что он находится в состоянии стресса.
  • Устранение стрессора устраняет стресс.

фото Claudia Barbosa с Pexels

(Visited 11 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *