Как угодничество может навредить производительности?

Фраза “Просто будь собой” может показаться банальностью, которую люди говорят, когда не знают, что сказать. Но это хороший совет. Способность быть искренним, а не подстраивающимся может оказать большое влияние на нашу профессиональную и личную жизнь.

В психологии существует специальный термин “кейтеринг” для поведения, которое, по вашему мнению, соответствует предпочтениям и ожиданиям другого человека.

Прочитайте следующие пять утверждений. Вы вели себя подобным образом, когда вы в последний раз проходили собеседование или участвовали в важной рабочей встрече?

  • Я ориентировался на вероятные интересы другого человека.
  • Я отбирал сообщения с учетом ожиданий другого человека.
  • Я говорил о том, что, по моему мнению, хотел услышать собеседник.
  • Я использовал утверждения, которые касались того, что ожидал другой человек.
  • Я приводил аргументы, которые, по моему мнению, соответствовали интересам другого человека.

Если такое поведение вам знакомо, вы не одиноки. Обычно люди сознательно или бессознательно подстраиваются под ожидания других, пытаясь произвести хорошее впечатление. Две трети участников исследований социального кейтеринга считают, что угодничество является более эффективной стратегией, чем аутентичность, по крайней мере, в профессиональном контексте.

Угодничество может иметь свои преимущества. Адресат может чувствовать себя польщенным. Это создает у него позитивное настроение и повышает вероятность того, что он будет рассматривать угодничающего человека в благоприятном свете. Он может ощутить дух товарищества, основанный на предполагаемом сходстве или согласии.

Но у угодничества есть серьезные минусы. Подстраивание своего поведения под желания другого человека может быть стрессором, если мы не уверены в том, каковы эти желания.

Если наши интересы не совпадают с интересами других людей и мы говорим или делаем то, что не соответствует нашим истинным чувствам и убеждениям, угодничество может вызвать у нас чувство неаутентичности.

Проблема не ограничивается только психологическим дискомфортом. Угодничество может негативно сказаться на тех результатах, которых мы надеемся достичь, будь то повышение по службе, инвестиции или новое партнерство.

Беспокойство, связанное с постоянными попытками соответствовать желаниям другого человека, может истощить рабочую память и затруднить поддержание разговора.

Это может нарушить нашу способность воспринимать точку зрения другого человека. Мы можем быть увлечены тем, чтобы вести себя так, как, по нашему мнению, мы должны, и можем упустить важные сигналы о том, что на самом деле чувствует или в чем нуждается другой человек.

В одном из исследований психологи проанализировали бизнес-конкурс. Предприниматели представляли бизнес-идеи группе из трех инвесторов. Инвесторы отобрали 10 полуфиналистов, которые прошли в следующий раунд, и оценили все предложения на основе жизнеспособности идей.

Результаты показали, что предприниматели, которые заявляли о попытках угодить интересам инвесторов имели меньше шансов быть выбранными в полуфинал, чем те, кто были более подлинными и искренними в своих предложениях. Возможно, инвесторы неявно доверяли тем предпринимателям, которые казались более искренними.

В другом исследовании было проведено экспериментальное манипулирование эффектом “угождения” и “подлинности” в контексте собеседования на должность специалиста по обслуживанию клиентов.

Участников проинструктировали либо соответствовать интересам интервьюеров, либо быть самим собой и отвечать на вопросы в аутентичной манере.

В итоге участники с условием “угождать” были оценены интервьюером менее позитивно, чем те, кого проинструктировали быть самим собой.

Так почему же попытка удовлетворить интересы работодателя оказалась контрпродуктивной? Разве не в этом смысл собеседования – соответствовать запросу работодателя?

Дело в том, что в условиях угодничества участники демонстрировали повышенную тревожность и инструментальность (ощущение стратегического или манипулятивного характера).

Эти чувства могли отвлекать внимание, затрудняя сосредоточение внимания на задаче. А те, кому сказали “будь собой”, могли чувствовать себя более комфортно и казаться более компетентными, а также более искренними, что само по себе является привлекательной чертой.

Что делать, если вы боитесь, что ваше истинное самовыражение может оттолкнуть людей? Должны ли вы говорить то, что думаете, даже если это может оттолкнуть интервьюера? Лучше ли рассказать о себе что-то не очень приятное, что может выставить вас в плохом свете, но остаться честным?

Быть аутентичным не означает разглашать все личные подробности или спорные мнения при первой встрече, особенно если это не имеет прямого отношения к текущему разговору.

В то же время, если речь идет о запуске проекта, под который вы ищете инвестиции, лучше рассказать инвестору заранее о возможных подводных камнях, а не рисовать будущее проекта в исключительно радужном свете.

Даже если быть самим собой – значит выявить недостатки, это не означает, что вы обречены на более негативную оценку или отрицательный результат. Аутентичные люди часто вызывают больше симпатии отчасти потому, что они кажутся более человечными и близкими, а не идеальными или фальшивыми.

Общение с людьми, которых мы воспринимаем как фальшивых, может вызвать скачки давления, возможно, потому, что мы не знаем, можно ли им доверять. Большинство из нас ценит коллег, которые не боятся говорить нам то, что они действительно думают. Даже если это не то, что мы надеялись услышать.

В следующий раз, когда кто-то скажет вам, что нужно быть самим собой, не отмахивайтесь.

Берите этот совет на вооружение и смотрите, изменит ли он вашу жизнь к лучшему.

фото Edmond Dantès с Pexels

(Visited 10 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *