Часто наша память допускает ошибки. Но некоторые личные воспоминания могут оставаться яркими и точными годы и даже десятилетия.
Как появляется разница в надежности памяти?
Два уровня памяти
В нашем разуме сосуществуют два вида памяти — первичная память и интегрированная память. Первичная память — это представление первоначального опыта в виде зрительных образов, звуков, запахов, вкусов, эмоций и телесных ощущений. Интегрированная память формируется со временем из образов первичной памяти, связанных с ней воспоминаний и общих знаний.
Если нас поощряют обращаться к первичным воспоминаниям и описывать их, то наше воспоминание остается точным к деталям нашего первоначального опыта. Но при обычном запоминании мы опираемся на интегрированные воспоминания.
Когда память допускает ошибки
Интегрированные воспоминания объединяют различные отрывочные воспоминания и включают в себя убеждения о мире и наши собственные представления о себе.
Как правило, мы считаем себя последовательными и целостными. Поэтому мы стремимся вспоминать свое прошлое “я” как более похожее на наше настоящее “я”.
Мы изменяем и формируем более ранние воспоминания так, чтобы они больше соответствовали нашему нынешнему “я”.
В каких-то случаях, если мы считаем, что сильно изменились, наша память может преувеличивать различия между нашим прошлым и настоящим “я”. Например, люди, которые серьезно провинились в прошлом, часто вспоминают себя совсем другими людьми во время этих проступков.
Интегрированные воспоминания особенно чутко реагируют на контекст извлечения. Если мы вспоминаем личные события, имея в виду какую-то тему, эта тема влияет на информацию, которую мы выбираем из воспоминаний.
Если мы вспоминаем что-то, чтобы высказать свою точку зрения, внести вклад в разговор или ответить на конкретный вопрос, то наше воспоминание может быть предвзятым. Контуры воспоминаний будут точными, но выбранные нами детали будут подчеркивать определенные черты или темы нашей жизни — счастье, храбрость, несправедливость, достижения.
Например, если мы хотим передать историю о веселье, рассказывая другим о семейной поездке, мы выборочно вспоминаем счастливые моменты и отбрасываем неудобства, споры и дискомфорт.
Вспоминая время, когда мы преодолевали трудности, чтобы достичь успеха, мы будем выделять трудности и подчеркивать наши усилия по их преодолению. Вспоминая о трудностях в какой-то момент мы можем вспомнить ту же самую историю о поездке, но рассказать о ней под другим углом.
Как запоминать точно
Чтобы добиться максимальной точности, нам необходимо получить доступ к первичным образам памяти, не зависящим от конкретных тем и целей повествования. Затем мы должны относиться к своим воспоминаниям как к предметам тщательного изучения.
Мы начинаем с извлечения первичных воспоминаний. Один из способов сделать это — сосредоточиться на качествах восприятия вспоминаемого события — на зрительных образах или определенных звуках. Какие виды и звуки приходят на ум?
Мы можем войти в первичную память через эмоции, позволяя себе заново пережить наши первоначальные чувства. Мы можем погрузиться в воспоминания об обстановке. Любая из этих стратегий поиска будет способствовать изучению первичной памяти.
Вспоминая рождение дочери много лет назад, можно обратиться к интегрированной памяти, рассказывая о событиях той ночи в повествовательной форме, не обращаясь к ярким образам и сильным эмоциям. Но если сосредоточиться, можно получить доступ к ярким образам и эмоциям, представленным в первичной памяти. Они могут всплыть так ярко и мгновенно, как если бы роды произошли на прошлой неделе.
Для более полного воспоминания можно проследить, как наше первое воспоминание ведет к другим воспоминаниям, и описать эти связанные воспоминания с большой тщательностью, как и первоначальное воспоминание. Этот подход используется в рефлексивной интроспекции — методе, который возник еще в 19 веке и продолжает использоваться для исследований автобиографической памяти.
Свободное и целенаправленное вспоминание
Имеет большое значение, вспоминаем ли мы что-то свободно или нам задают вопросы.
Если людям, пережившим травму, дают возможность свободно вспоминать, их воспоминания могут быть очень точными – в некоторых случаях более точными, чем документальные свидетельства.
Но когда тем же людям задают конкретные вопросы, некоторые из ответов могут быть неточными, если они не находятся в первичной памяти. Чтобы ответить на такие вопросы, люди должны обратиться к интегрированной памяти или сделать предположение, используя вопросы как подсказки для поиска.
Поэтому свидетели преступления должны сначала рассказать свои собственные воспоминания в режиме свободного воспоминания, не прерываясь, прежде чем им будут заданы конкретные вопросы.
Наши воспоминания — не калейдоскоп, который меняется каждый раз, когда мы в него заглядываем. Человеческий разум не развивался для того, чтобы специально неправильно запоминать мир. Но в то же время ошибки вполне естественны для процесса воспоминаний.
фото Askar Abayev с Pexels