Как вознаграждение помогает нам лучше запоминать?

Ваша способность запоминать что-либо включает в себя три фазы. Есть фаза обучения, когда вы сталкиваетесь с некоторым фрагментом информации. Психологи называют ее кодированием. Есть интервал запоминания, когда такие процессы, как сон, могут улучшить память, а другие факторы могут привести к тому, что вы забудете часть или всю информацию. И, наконец, есть фаза извлечения, когда какая-то часть информации, например подсказка, попадает в память и заставляет вас что-то вспомнить.

На эффективность этих фаз могут повлиять много факторов. Например, если уделять больше внимания информации во время кодирования, то будет легче вспомнить то, что вы узнали.

Влияет ли потенциальное вознаграждение на то, как много вы помните о ситуациях? Если да, то лучше ли знать о вознаграждении, когда впервые столкнулись с информацией, или когда вы собираетесь извлечь информацию?

Для ответа на эти вопросы ученые провели два параллельных исследования. Участники просмотрели шестнадцать коротких видеороликов с натуралистическими сценами, например, уборкой или разговором по телефону. Они просматривали эти сцены дважды.

Затем, после небольшой 10-минутной задержки, в течение которой участники отвечали на вопросы, не имеющие отношения к делу, им давали информацию о сценах и спрашивали, отражает ли эта информация то, что верно в отношении этих сцен. Их могли спросить о сути события (что-то о том, что делали люди), о восприятии сцены (например, цвет одежды) или что-то о контексте.

В одном исследовании половина сцен была определена как сцены с высоким вознаграждением. Участники получали по 25 центов за каждый правильный ответ на вопрос. Другая половина сцен была с низким вознаграждением. Участникам платили 1 цент за каждый правильный ответ.

Участники видели вместе и сцены с высоким и с низким вознаграждением.

В итоге вознаграждение оказало большое влияние на производительность. Участники точнее вспоминали информацию о сценах с высоким вознаграждением, чем о сценах с низким вознаграждением. Некоторые виды информации было сложнее восстановить в памяти, чем другие, поэтому участники точнее вспоминали суть события, чем конкретные детали восприятия.

Но преимущество сцен с высоким вознаграждением было справедливо для всех типов информации.

Во втором исследовании участники изучали сцены, предварительно заранее не получая никакой информации о вознаграждении. Затем они проходили испытания на извлечение информации с высоким вознаграждением и испытания на извлечение информации с низким вознаграждением.

В отличие от предыдущего исследования, где участники заранее узнавали о вознаграждении, в этом случае высокое в 25 центов и низкое вознаграждение в 1 цент не повлияли на их производительность.

Ученые пришли к выводу о том, что когда участники узнают о вознаграждении в момент изучения информации, они прикладывают больше усилий и уделяют больше внимания предметам, которые получат высокое вознаграждение. И меньше уделяют внимания информации, которая получит низкое вознаграждение.

А вот если им сообщить о вознаграждении в момент извлечения информации, они уже мало что могут сделать, чтобы улучшить свою способность к запоминанию.

Очень важно иметь возможность направлять усилия и внимание на информацию, которая, скорее всего, пригодится вам в будущем. Если заранее думать о предстоящем вознаграждении, то такая информация намного лучше усвоится.

фото George Milton с Pexels

(Visited 9 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *