Как обидчики нарушают разговорные нормы

Конечно, вы знакомы со случаями словесного оскорбления. Например, вы находитесь в магазине и слышите, как женщина спрашивает своего спутника: “Как ты думаешь, нам нужно купить больше молока?”.

Ее спутник мгновенно взрывается и кричит ей: “Откуда мне, $^№@, знать? Почему ты не проверила, прежде чем мы ушли?”

Женщина тихо извиняется перед своим спутником.

“О боже”, — думаете вы про себя. “Вот это токсик. Слава богу, у меня нет таких друзей”.

Но возможно, что ваши собственные знакомые иногда используют некоторые токсичные приемы общения, которые для все не настольно очевидны.

Крики, вопли, ругань, невнятные слова и обзывательства, — это только один из видов словесного оскорбления. Другая категория оскорблений использует нарушение разговорных норм, чтобы сохранить или вернуть себе власть над жертвой.

Большинство людей склонны следовать в общении принципу сотрудничества, который включает в себя четыре нормы, или максимы:

Максима качества: Говорите только то, что считаете истинным и подкрепленным доказательствами.

Максима количества: Не говорите больше или меньше, чем того требует разговор.

Максима актуальности/релеватности: Не говорите ничего, что не имеет отношения к текущей теме разговора.

Максима манеры: Будьте ясны, например, избегайте двусмысленности, неясных или загадочных выражений.

Максимы количества и релевантности могут выглядеть очень похожими, но они отличаются друг от друга. Максима количества предполагает, что нельзя упускать важную информацию или добавлять информацию, которая не требуется. Максима актуальности предлагает не менять тему.

Нарушение количества
Администратор: Вы сказали, что вы у нас впервые?
Василий: Да, конечно, я был у стоматолога и раньше, но мы только что переехали сюда из Петербурга. Вообще-то, по дороге сюда мы остановились на пять дней у моей сестры в Новгороде. У них только что родился первый ребенок, и….

Нарушение актуальности:
Лена: Ты хочешь посмотреть фильм?
Саша: Сегодня холодно.

Нарушение максим не всегда плохо. На самом деле, мы нарушаем их постоянно, когда предполагаем, что слушатель все равно сможет понять нас.

Если погода ужасная, а вы говорите коллеге: “Сегодня замечательная погода”, вы нарушаете максиму качества, поскольку не верите, что это правда и подтверждается доказательствами. Но вы уверены, что ваш коллега догадается, что вы имели в виду противоположное тому, что сказали на самом деле. То есть вы используете иронию, чтобы украсить разговор.

Вербальные обидчики используют нарушения максим в качестве инструмента насилия.

Как и в других формах психологического насилия, конечная цель вербального абьюзера в насилии над своей жертвой — подорвать ее уверенность и самоощущение, чтобы сохранить или вернуть себе власть.

Вербальные оскорбление, нарушающее максиму качества

Общим для этих подтипов является то, что обидчик знает, что его заявления ложны или лишены доказательств.

Сарказм

Сарказм иногда может использоваться как форма юмора. Но обидный сарказм — это форма словесного оскорбления, нарушающая максиму качества. Обидчики, использующие сарказм в качестве словесного оскорбления, нападают на других, говоря противоположное тому, что они имеют в виду.

“Было здорово познакомиться с твоим новым кавалером. Хотела бы я иметь парня с таким же количеством прыщей”.
“Это пятно от кетчупа у тебя на рубашке очень хорошо сочетается с твоим новым цветом волос”.
“Съешь еще пирожок, чтобы сохранить свой прекрасный второй подбородок”.

Тривиализация

При тривиализации обидчик стремится сделать так, чтобы достижения жертвы казались незначительными.

“Да, ты покрасила гостиную. Ну и что?”
“Ты действительно упомянул о своем университете? Это же университет уровня ПТУ”.
“Ты пишешь стихи? Я всегда считал это пустой тратой времени”.

Принижение

Некоторые вербальные обидчики делают снисходительные или покровительственные заявления о вас, хотя их заявления ложны или не имеют доказательной базы.

“У тебя нет чувства юмора. Может быть, поэтому ты никому не нравишься”.
“Ты действительно хочешь поехать одна? Ты же не найдешь обратную дорогу. У тебя нет чувства направления”.
“Ты ничего не знаешь о деньгах. Просто отдай решение денежных вопросов мне”.

Подрыв

При подрыве обидчик нарушает максиму качества, делая негативные заявления о ваших предложениях, мнениях или аргументах. При этом он знает, что его заявления ложны или не имеют доказательств.

“Не могу поверить, что ты настаиваешь на голосовании, ничего не понимая в политике”.
“Ты действительно предлагаешь сходить в суши-бар? Ты же знаешь, мы всегда уходим оттуда голодными”.
“Это самый глупый аргумент, который я слышал до сих пор”.

Газлайтинг

Газовый свет — это попытка заставить вас усомниться в своем восприятии, памяти и даже здравомыслии. Газлайтинг необязательно должно быть вербальным по своей природе, но он часто нарушают максиму качества.

Жертва: Ты сказал, что в прошлую субботу встречался с братом.
Обидчик: Я никогда этого не говорил. У тебя ужасная память.

Жертва: Ты слышал этот звук?
Обидчик: Нет. Наверное, у тебя галлюцинации.

Вербальное оскорбление, нарушающее принцип количества

Обман

У водителя закончился бензин, и он спрашивает у прохожего, где можно заправиться. Прохожий отвечает: “За углом есть заправка”. Здесь подразумевается, что заправка открыта и на ней есть бензин.

Но если прохожий знает, что заправка закрыта или на ней нет бензина, он нарушает максиму количества, упуская важную информацию.

Утаивание

Вербальные обидчики, которые утаивают информацию или намеренно не делятся своими мыслями и чувствами, нарушают максиму количества.

Жертва: Могу я посмотреть выписки по твоей кредитной карте? Я попробую понять, можем ли мы сократить наш бюджет.
Обидчик: Ни за что. Ты не будешь проверять выписки по моей кредитной карте.

Вербальное оскорбление, нарушающее принцип релевантности

Блокирование и отвлечение

Блокирование и отвлечение — это формы словесного оскорбления, при которых обидчик считает, что он имеет право определять тему разговора.

Жертва: “У меня сегодня на работе произошло что-то очень смешное”.
Обидчик: “Мы всегда должны говорить о твоем рабочем дне?”.

Вербальное оскорбление, нарушающее манеру поведения

Обидчики, нарушающие правила поведения, могут использовать претенциозные выражения, чтобы заставить вас почувствовать себя неинтеллигентным.

Обидчик: “Полагаю, вы не знакомы с историей России”.

Обидчики, нарушающие манеру поведения, могут использовать абсурдные высказывания в качестве тактики выведения из себя.

Жертва: Как ты думаешь, этот стол слишком большой для нашей гостиной?
Обидчик: Конечно, нет, он же резиновый!

фото Pavel Danilyuk с Pexels

(Visited 9 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *