Есть взрослые люди, которые внешне выглядят яркими, приятными, привлекательными и/или успешными, но глубоко внутри они не любят себя. Никакие уговоры не могут изменить их негативное отношение к себе.
Что происходит? Кажется, что такое поведение не поддается логике. Травматичный детский опыт и сформировавшийся в детстве стыд дает ключ к разгадке.
Травматичный детский опыт часто приводят к стыду, нелюбви к себе и низкой самооценке. Стыд — это ощущение себя плохим в глубине души. Это переживание себя как поврежденного, дефектного, неадекватного или отвратительного.
Стыд пересекается с неприятием себя и заниженной самооценкой и равносилен ненависти к себе и презрению к себе.
Поврежденная самооценка связана со многими психологическими нарушениями, такими как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, тревога, зависимость, алкоголизм и рискованное сексуальное поведение.
Стыд может быть запечатлен в сознании ребенка в неявном виде в первые месяцы и годы жизни. Левое полушарие мозга хранит и активирует воспоминания преимущественно с помощью слов и логики. Однако до того, как левая половина мозга достаточно разовьется примерно к третьему году жизни, правая часть мозга уже сохраняет воспоминания о детских травмах ниже уровня сознания.
Подсознательный стыд выражается у ребенка в чувстве “неправильности” в теле и эмоциях. И даже во взрослом возрасте нам обычно бывает трудно говорить или рассуждать с кем-то о чувстве стыда используя левополушарный логический подход. Дело в том, что опыт стыда запечатлен в невербальном правом полушарии.
Стыд скрытен, он уходит в подполье, прячется в тени. Мы склонны блокировать его от осознания. Он болезненный, но он продолжает влиять на нашу нынешнюю жизнь.
Стыд в позднем детстве
Примерно к трем годам левая часть мозга ребенка достаточно развита, чтобы сознательно обрабатывать воспоминания с помощью слов и разума. Опыт стыда в позднем детстве (например, словесная критика или обзывательства) может храниться в левом полушарии.
Воспоминания о стыде в течение жизни могут быть запечатлены заново и могут накладываться на старые воспоминания о стыде. Стыдящий опыт во взрослой жизни (например, критика начальника или любовный отказ) может вызвать старые воспоминания о стыде и множество невербальных симптомов.
Основные потребности
Стыд, полученный в раннем детстве, закрепляется в мозге и долгие годы играет под поверхностью. Стыд отбивает базовые потребности чувствовать:
- безусловную ценность себя как личности;
- способность любить и быть любимым;
- общую адекватность;
- что-либо в принципе хорошее (например, хороший характер);
- безопасность;
- что человек может преодолеть трудности и расти.
Например, девочку при рождении бросил отец. Она выросла в красивую, хорошо учащуюся ученицу средней школы. Но она все равно чувствовала, что она нелюбима и ничего не стоит. Чтобы заглушить это подсознательную боль и чувствовать себя принятой, она начала в подростковом возрасте принимать наркотики и заниматься беспорядочным сексом.
Мальчик вырос с безжалостным критичным отцом, который относился к нему как к мусору, чувствовал, что он и есть мусор. Позже мальчик получил хорошее образование, стал финансовым директором. Во взрослой жизни он пытался доказать свою значимость карьерными достижениями.
Достижения не смогли справиться с его глубокими скрытыми ранами. Чувство, что он должен скрывать свои недостатки от других, не давало ему позволить людям узнать его по-настоящему. В попытках стать еще более “успешным” он начал заниматься финансовыми махинациями.
У девочки в детстве были оба родителя. Она представляла их “нормальными”. Но при этом они были строгими, критичными и отстраненными. Она чувствовала, что их любовь и одобрение зависели от ее достижений. Она усвоила их критику и стала очень самокритичной, жестко ругая себя за ошибки и провалы.
Во взрослой жизни она стала успешной профессиональной спортсменкой, но страдала от панических атак и тревоги. Перед соревнованиями она не могла уснуть. Ее кишечник сжимался, ее часто тошнило. Она искренне не понимала, почему так тревожится. Она никогда не связывала свои нынешние страхи со страхом, который был запечатлен в ее раннем детстве.
Перспективы
Стыд обычно плохо реагирует на логику. Работа со стыдом идет скорее на уровне эмоций и чувств – с признанием боли, с помощью принятия и сострадания.
Можно добраться до корня страданий, обнаружив тревожные воспоминания о травмирующих событиях в детстве. Можно научиться нейтрализовать стыд и отрегулировать низкую самооценку.
Тревожные воспоминания, отпечатавшиеся в мозге, можно перепрограммировать и научиться воспринимать себя благосклонно и доброжелательно.