“Я никогда не умела выступать перед публикой”.
“Я не умею составлять бюджет”.
“Я не занимаюсь спортом. Я неспортивный”.
Иногда люди придерживаются строгих убеждений о том, в чем они хороши, а в чем нет. В некоторых областях жизни они могут рассматривать себя через призму крайностей. Они либо безоговорочно хороши, либо ужасно плохи.
Такие преувеличенные мыслительные процессы называются когнитивными или мыслительными искажениями.
Ошибка восприятия вещей в черно-белой манере — пример мышления в категориях “все или ничего”. Оно влияет наши убеждения о наших способностях и на свои объяснения того, почему могут существовать такие большие различия в уровне способностей людей.
Мы рождаемся с определенными сильными и слабыми сторонами, которые предрасполагают нас к определенным занятиям. Мы отстраняемся от тех занятий, хобби и профессий, к которым мы не созданы, поэтому нам следует узнать, в чем мы хороши от природы, и раскрыть свой скрытый потенциал. Наши поиски потенциала похожи на поиски заветного сундучка с сокровищами, запрятанного под землей.
Так считалось до тех пор, пока психолог Андерс Эрикссон не переписал эту историю.
В своей книге “Пик: Секреты исследования экспертизы” Эрикссон развенчал миф о том, что главная причина успеха лучших спортсменов, музыкантов и других выдающихся людей кроется в прирожденных талантах.
Изучая скрипачей в одной из лучших музыкальных школ, Эрикссон заинтересовался тем, что отличает лучших скрипачей от просто хороших скрипачей. Он обнаружил, что главным фактором, отличающим лучших скрипачей от остальных, было то, что эти люди проводили в среднем гораздо больше часов в день, занимаясь музыкой самостоятельно.
Такая же картина существует среди победителей национальных конкурсов орфографии. Дети, которые прошли дальше всех в конкурсах орфографии и в итоге победили, как правило, тратили больше всего времени на самостоятельные занятия.
Стали ли спортсмены и музыканты успешными, потому что они тратили больше времени на занятия, или они больше занимались, потому что уже были и поэтому получали больше удовольствия от занятий, чем другие?
В ходе исследования спортсмены ответили на вопрос о том, насколько им нравится заниматься. И они не сообщили, что получают больше удовольствия от практики, чем их менее успешные сверстники.
Значит ли это, что можно обучить кого угодно чему угодно?
В некоторых областях спорта вы можете быть ограничены такими факторами, как ваш рост и/или размер тела. Они вряд ли сильно изменятся от тренировок. В таких видах преимущество у тех, кто имеет генетические задатки. Высокий рост помогает спортсменам в баскетболе, а низкий рост – в верховой езде.
Но Эрикссон доказал, что можно научить обычных людей делать то, чему их, на первый взгляд, невозможно обучить, или тому, что предназначено для “гениев”.
Эриксон привлек к исследованию бегуна на длинные дистанции, чтобы выяснить, можно ли улучшить способность человека запоминать цифры на вслух. Вначале бегун мог вспомнить и назвать довольно среднее количество цифр (семь). К 200-й “тренировке” он смог вспомнить 82 цифры. Такие результаты сравнимы с показателями лучших экспертов по памяти того времени.
Если мы верим, что талант и мастерство даны людям от рождения, эта вера отбивает у нас желание пробовать и прилагать усилия, чтобы стать лучше в чем-то. Таким образом мы будем все больше укреплять идею, что мы не очень хороши в этом.
Как же нам стать лучше?
Пересмотрите свою историю о способностях
Быть хорошим в чем-то — это не значит найти зарытые сокровища. Это больше похоже на наполнение сундука с сокровищами, по одной монетке за раз, каждый раз, когда вы вкладываете деньги в тренировку навыка.
Определите конкретные навыки, которые вам нужно улучшить
Разбейте навык, который вы хотите улучшить, на более конкретные навыки. Например, баскетболист хочет научиться лучше бросать мяч. При этом он будет различать свободные броски, прыжки со средней дистанции, трехочковые броски.
Работа с наставником
Работа с учителем, который даст вам обратную связь в режиме реального времени, может стать бесценной. Учитель или тренер подскажет, какие навыки вам надо улучшить. Он предложит вам индивидуальные упражнения, направленные на развитие этих областей.
Если нет возможности работать с преподавателем, для получения обратной связи можно записать себя на камеру и самостоятельно отсмотреть запись.
Поставьте “растягивающую цель” за пределами вашей текущей зоны комфорта
Вы сможете стать лучше, если бросите себе вызов. Например, если вы пытаетесь медитировать. И уже проводите в медитации около пяти минут. Пытайтесь поставить себе цель медитировать 10, 15 минут и так по нарастающей.
Выделите время для осознанной практики
Выделяйте время, свободное от отвлекающих факторов и обязательств, чтобы заниматься осознанной практикой своего. Старайтесь заниматься его развитием около часа прежде чем сделать перерыв.
Терпите неудачу и двигайтесь вперед
Самой важной частью процесса обучения может стать готовность терпеть неудачи и совершать ошибки. Каждый эксперт и выдающийся исполнитель добился своего именно благодаря ошибкам. Получая обратную связь о том, что он делает правильно или неправильно, человек может повысить уровень своего мастерства.
Если мы воспитаем в себе готовность ставить цели, выходящие за пределы нашей зоны комфорта, терпеть неудачи, узнавать, где и почему мы потерпели неудачу, и пробовать снова, мы сможем улучшить свои способности делать то, что считали недосягаемым.
Есть ли у вас самоограничивающие убеждения о собственных способностях?
Можете ли вы отправиться в путь на покорение новых вершин? Готовы ли вы включить в свою жизнь осознанную практику, получать обратную связь и расширять зону комфорта, чтобы развить новые способности?