Пандемия тяжело отразилась на работе многих команд. Сотрудники ранее оффлайновых компаний работают удаленно уже 2 года.
Многих людей это в целом устраивает. Но есть те, кто жалуется на недостаток сплоченности. Падение командного духа может вызвать снижение креативности и рост напряжения в коллективе. Как же вернуть атмосферу сильной команды?
Плюсы и минусы удаленки
У удаленной работы масса преимуществ. Можно носить удобную одежду. Меньше времени уходит на дорогу. Можно работать из любого уголка мира, а не только из офиса своей компании.
Но удаленка предполагает отсутствие живого человеческого общения между членами команды.
Мы встречаемся друг с другом на видеоконференциях с заранее составленными повестками дня. В этих созвонах может потеряться приятный обмен пустяковыми фразами вроде “Как прошли выходные?” или “Как тебе новая Матрица?”
Важность социальных связей
Социальные связи очень важны. Ощущение того, что нас ценят, что другие заботятся о нашем благополучии, а мы заботимся об их благополучии, так же важно для нашей жизни, как вода, еда и дом.
Если вы руководитель команды, работающей на удаленке, ваша цель — создание высококачественных связей. Это отношения, когда люди синхронизируются друг с другом, когда они чувствуют себя связанными и услышанными, заряженными энергией и воодушевленными разговорами. Современные подростки называют это словом “вайб”.
Эти моменты связи необходимы для построения доверия и долгосрочных отношений, которые способствуют процветанию и эффективности команды.
В мире удаленной работы это не происходит само по себе.
Специальные мероприятия
Да, можно планировать общие пикники, празднования дней рождения и выезды за город. Но если мы будем полагаться только на эти редкие мероприятия, мы не построим отношения, способствующие реальной вовлеченности, счастью и продуктивности.
Пространство социальных связей
Как руководитель, вы должны намеренно создавать пространство для социальных связей.
Наиболее эффективная тактика — это включение времени для социальных связей в повестку дня команды и проекта.
Когда мы проводим групповые созвоны, мы, как правило, сразу переходили к работе. Вместо этого выделите в каждой повестке дня время для явного общения друг с другом. Это может выглядеть как быстрый контрольный вопрос, на который можно ответить за 30 секунд.
Подумайте о таких вопросах, как “лучший фильм, который вы недавно видели”, “лучшая книга, которую вы прочитали в этом месяце”, “первая работа”, “то, чего вы с нетерпением ждете в этом месяце”.
Эта тактика заставляет всех говорить. С ее помощью вы растормошите сотрудников, и они будут больше говорить во время основной деловой части встречи.
Печа куча
Возьмите за основу японский стиль презентации под названием Печа Куча.
Вот ее основные принципы: Каждый человек собирает 10 фотографий или изображений, которые представляют важные стороны его жизни вне работы. У него есть 10-20 секунд, на объяснение каждого изображения.
Вы приглашаете одного человека выступить в начале каждой встречи. 200 секунд недостаточно для полного рассказа, но вы можете получить хорошее представление о человеке, услышав о его интересах.
Это порождает любопытство узнать о своих коллегах. О том, какими хобби они занимаются — играют на гитаре или поют, какие виды спорта их увлекают — бег или плавание, куда они недавно путешествовали – в Мексику или на Шри-Ланку.
Чередование выступающих со временем может открыть возможности для установления более глубоких связей и взаимопонимания.
Неформальное общение в мессенджерах
Мессенджеры — это отличное место для бесед на тему: “Как прошли выходные?”. Используйте их для непринужденного общения.
Включайте видео на совещаниях во время общения, потому что невербальное общение помогает установить связь. Не наказывайте за неучастие; позвольте людям пройти мимо, если им не хочется общаться с видео в какой-то день. Опирайтесь на тех, кто полон энтузиазма, а другие последуют за ними.
Возможно, вы получите отпор от некоторых членов команды, считающих, что это не “продуктивное” время. Недовольными могут оказаться интроверты, которые ошибочно думают, что социальные связи для них не важны.
Опыт Гугла
Компания Google задалась целью изучить, какие факторы влияют на создание сильных и эффективных команд. Исследователи обнаружили, что индивидуальные черты членов команды (такие, как интеллект, креативность, драйв и т.д.) не имеют значения.
Высокую вовлеченность и производительность больше определяли социальные связи в команде. Более важным оказалось то насколько для сотрудников приоритетны социальные связи и есть ли в команде атмосфера, где каждый чувствует себя в безопасности, делясь идеями.
фото Julia M Cameron с Pexels