Вы накричали на своего ребенка за небольшой проступок. Но через пару минут вы пожалели об этом. Ведь мы все ошибаемся. И тем более могут ошибаться маленькие дети. Теперь вы сожалеете о том, что накричали.
Вы отвлеклись во время встречи с клиентом и назвали его чужим именем. Вы переживаете, что клиент считает вас некомпетентным.
Вы разболтали общим друзьям какую-то приватную информацию о своей подруге. Вы боитесь о том, что она узнает об этом и рассердится на вас или обидится и перестанет с вами разговаривать.
В отчетах по работе вы сделали опечатку и ввели неверные цифры. Вы не заметили этого и сдали отчет начальнику. А вот начальник заметил и обратил на это ваше внимание. Вам стыдно.
Как бы ни были тяжелы для нас ошибки, они указывают нам на те сферы, которые можно было бы исправить. В каких сферах можно усовершенствовать себя.
Когда руководители помогают сотрудникам учиться на своих ошибках, они улучшают и сотрудников, и организации. Но, чтобы это обучение стало эффективным, организация должна быть терпимой к ошибкам.
Конечно, в некоторых случаях просто недопустимы. Они могут привести к катастрофе и к гибели людей. Давайте оставим сегодня такие серьезные случаи за скобками.
Почему нам трудно переносить свои ошибки?
Мы не учимся на своих ошибках, когда нас стыдят за них.
В ситуациях, когда ошибки не рассматриваются как возможность для обучения, неудача угрожает нашей самооценке. А когда наша самооценка находится под угрозой, мы перестаем учиться.
Нетерпимость к ошибкам приводит многих из нас и к другой проблеме: чувству стыда.
Стыд — это эмоция, тесно связанная с низкой самооценкой. Стыд может заставить нас скрывать свои ошибки от других. А это уже может стать разрушительной комбинацией.
Если вы скрываете свои ошибки, вы не только не учитесь на них, но часто усугубляете их.
Как же учиться на своих ошибках? Как научить своих детей тому, что ошибки не постыдны, а наоборот, дают возможность учиться и улучшать себя?
Развейте в себе терпимость к ошибкам
Это не значит, что вы отмахиваетесь от ошибок и ожидаете, что все остальные будут спокойно относиться к вашим ошибкам.
Это значит, что вы признаете ошибки — свои и чужие. Вы пытаетесь понять, как улучшить ситуацию (если это ваша ошибка) или помочь другому человеку улучшить ее (если это чужая ошибка).
Отделите свою самооценку от своих ошибок
Ошибка не означает, что вы плохой, глупый или неэффективный человек.
Например, вы постоянно совершаете ошибки в какой-то сфере своей жизни и не учитесь на них. Постарайтесь понять, в чем может заключаться основная проблема. Она может быть психологической. Возможно у вас есть какое-то ошибочное глубинное убеждение, которое мешает вас действовать верно. Возможно, какая-то схема мышления и поведения заставляет вас повторять одну и ту же ошибку.
А может быть, у вас не хватает навыков для выполнения той задачи или работы, которую вы пытаетесь сделать.
Обратитесь за помощью к консультанту или психотерапевту. Попросите о помощи более опытного друга или наставника.
Но помните, что незнание чего-то не определяет вас как хорошего или плохого человека.
Признавайте свои ошибки и извиняйтесь за них, когда это уместно
Это не означает односложное “извините”. Вместе с тем не надо проводить публичное бичевание себя за свои ошибки.
Искреннее извинение означает понимание своей ошибки, признание ее, выражение человеку, пострадавшему от нее сочувствия, предложение компенсации и обещание больше не повторять этой ошибки.
Вам не поможет обвинение других людей или оправдание своей ошибки обстоятельствами.
Ясное, четкое и искреннее раскаяние поможет вам извлечь уроки из своих ошибок.
Постарайтесь найти время, чтобы поучиться у другого человека
Если у вас есть более опытный коллега, попросите его рассказать, как он выполняет свою работу. Возможно, он раскроет вам какой-то свой подход, который позволяет избежать ошибок в работе.
Прощайте
Если вы совершили ошибку и искренне пытались признать ее и извлечь из нее уроки, простите себя за то, что вы сделали.
Если кто-то другой совершил ошибку, которая повлияла на вас, сделайте то же самое для него.
Если из совершенной ошибки были сделаны выводы и создан план, как избегать ее в будущем, необязательно тащить за собой эмоциональный груз ошибки. Он будет мешать вам выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами или доверять себе.
Двигайтесь дальше
Не тащите за собой эмоциональный груз ошибки, которая исправлена, и в отношении которой принят план, как ее избегать.
Если вы сделали все возможное, чтобы исправить ошибку и узнать как можно больше о том, как не повторить ее, двигайтесь дальше.
фото Gustavo Fring с Pexels