Иногда мы склонны думать о внимании как о чем-то, что мы или наши дети делаем либо не делаем. На самом деле ситуация немного сложнее. Мозг оснащен двумя различными системами внимания, которые помогают нам воспринимать данные из окружающего мира.
Реактивное внимание
Если бы во время чтения интересной статьи перед вами пробежала мышь, вряд ли вы “решили” бы обратить на нее внимание. Вместо этого, в течение миллисекунд ваше внимание сфокусировалось бы на мыши.
Такая быстрая и эффективная реакция происходит благодаря реактивной системе внимания. Она автоматическая, инстинктивная и помогает нам сфокусировать внимание, когда в поле нашего зрения появляется что-то движущееся, новое или неожиданное. Это очень важно для нашего выживания. Чтобы оставаться в безопасности, мы должны быстро реагировать на потенциальные угрозы в окружающей среде.
Хорошая новость для нашего выживания заключается в том, что нам не нужно учить детей этому навыку. Мы все рождаемся с этим навыком.
Сфокусированное внимание
Система сфокусированного внимания находится в префронтальной коре, или “исполнительном центре” нашего мозга. Мы используем систему сфокусированного внимания, когда решаем уделить внимание одному потоку информации, игнорируя другие.
Сфокусированное внимание включает в себя устойчивое внимание в течение определенного периода времени. В отличие от реактивного внимания, сфокусированное внимание не является автоматическим и развивается с практикой.
Сила сфокусированного внимания зависит от двух вещей: нейронным соединениям мозга и практики. Для разных детей сфокусированное внимание может требовать больше или меньше усилий. Это разнообразие делает всех нас уникальными.
Независимо от нашего исходного уровня, сфокусированное внимание можно улучшать с практикой. Если мозг делает что-то часто, он начинает это делать хорошо. Чем чаще мы используем навыки исполнительной функции мозга, тем сильнее они становятся.
Отвлекающие факторы
Наши гаджеты не дают нам возможности сосредоточить внимание на одной задаче, если только мы сами не настроим их таким образом, отключив уведомления и удерживая себя от искушений попереключаться между приложениями. Гаджеты как предназначены для того, чтобы привлекать и удерживать наше внимание.
Это происходит несколькими способами:
Захват внимания
Убедительный контент, хороший рассказ и увлекательный опыт обучения с большей вероятностью удержат наше внимание.
Но самый простой способ привлечь наше внимание — дать какой-то крючок для нашей реактивной системы внимания. Поэтому наши устройства оснащены уведомлениями, а видео — яркими и резкими фрагментами.
Самопрерывание
Мы часто прерываем себя мыслями о том, что мы могли бы сделать в Интернете. Часто мы воспринимаем браузинг в интернете как более интересную и привлекательную деятельность, чем решение сложных задач.
Цепочки отвлечения
Когда наше внимание переключилось на реактивное, мы начинаем следовать за цепочкой событий на наших гаджетах. Это происходит когда реактивное сознание взяло верх. А возвращение к первоначальной задаче занимает больше времени и требует больше усилий.
Делают ли гаджеты детей более отвлекающимися в целом?
Медиаландшафт дает множество крючков для нашей реактивной системы внимания. Для тренировки сосредоточенного внимания требуется множество усилий.
Исследования внимания действительно указывают на небольшую связь между привычкой пользоваться техникой и отвлекаемостью. Игры и соцсети не вызывают например синдром дефицита внимания с гиперактивностью, но эти занятия могут усугублять у некоторых детей уже существующие проблемы с вниманием.
Цифровые отвлекающие факторы — это не единственное, что мешает сосредоточиться. Концентрация внимания и фильтрация отвлекающих факторов нарушаются под воздействием стресса.
Чувство туманности, расфокусированности или легкой рассеянности — распространенные проявления стресса у детей и взрослых.
Наше внимание — это драгоценный ресурс. В идеальных условиях мы можем быть внимательными. Но часто наша современная среда может создавать дополнительные трудности.
Решение не в том, чтобы посадить детей в глухую комнату без помех и с четким указанием “не отвлекаться!”.
Сосредоточенное внимание — это важный навык, который можно и нужно тренировать. Это компонент размышлений, синтеза и критического анализа. Сосредоточенное внимание помогает нам сделать критический выбор в пользу чего-то более ценного и заслуживающего внимания.
Как развивать устойчивое внимание у детей?
Поговорите об экономической стороне интернета
Дети должны усвоить, что медиа и соцсети созданы не только для того, чтобы общаться и убеждать. Они также работают, чтобы привлекать наше внимание и продавать. Это коммерческая цифровая экосистема, которая преследует свои цели. Время, внимание и данные наших детей и нас лежат в основе того, что заставляет технологическую индустрию работать.
Поощряйте однозадачность
Однозадачность не означает, что дети должны часами мучительно концентрировать внимание. Это означает, что во время учебы нужно выключать и убирать подальше все цифровые отвлекающие факторы. Это включает в себя отключение уведомлений, отключение звонков телефона, откладывание мобильных телефонов.
Начните с 5- или 10-минутных периодов без отвлечений и продолжайте удлинять эти интервалы.
Уважайте нейроразнообразие
У некоторых детей концентрация внимания может потребовать гораздо больше усилий, чем для других. Так устроен их мозг.
Обвинять ребенка в этом, говорить, что его способность концентрировать внимание зависит только от его мотивации — несправедливо.
Если у вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), для него нужно использовать другие системы поощрения, поддерживающие сосредоточенное внимание. Ему нужна более активная поддержка концентрации внимания, более частые перерывы на движение и сброс энергии, разбивка работы на более мелкие фрагменты.
Сосредоточенное внимание нужно не только для учебы и работы.
Занятия, которые приносят нам удовольствие — такие, как чтение любимых книг, просмотры фильмов не в жанре “экшен”, творчество, искусство, спорт, йога, медитация тоже нуждаются в сосредоточенном внимании. Но они и развивают его. Уделяйте больше важности таким занятиям, получая и удовольствие и пользу.
фото Andrea Piacquadio с Pexels