Часто родителям высокочувствительных детей нужна помощь, чтобы понять, почему их дети действуют так импульсивно. Они ищут инструменты, способные реагировать на поступки детей и эффективно, и бережно.
Как родителям поддержать своих детей, тонко ощущающих свои переживания?
Управляйте своими ожиданиями
Многие родители считают, что они делают что-то неправильно и терпят неудачу, потому что не могут предотвратить срывы своих детей. Они делают все “правильные” вещи, о которых читали: признают эмоции и предлагают успокаивающие средства, такие как глубокое дыхание и объятия.
Эти средства не всегда работают. А во многих случаях все, что родители пытаются сделать, приводит к эскалации, а не к уменьшению дистресса детей. Такие родители чувствуют себя полными неудачниками. Они очень обеспокоены тем, что их дети, так остро реагируют на происходящее.
Проблема – в разрыве ожиданий. Неспособность ребенка управлять своими эмоциями становится источником большого разочарования и отчаяния. Как только эти мамы и папы осознают и принимают, что зачастую реакции ребенка это не их вина, они испытывают огромное чувство облегчения.
Когда они принимают, что не несут на себе вины за высокую эмоциональность ребенка, они становятся способны меньше злиться и больше сопереживать своим детям. У них появляется больше возможностей быть опорой для своих детей в бурные моменты.
Избегайте минимизации или отрицания чувств детей
Часто первой реакцией на неприятные эмоции детей, такие как гнев, грусть, отвращение, страх становится попытка заглушить их.
“Не грусти, скоро мы снова увидим бабушку”. “Не бойся, тут нет ничего страшного”, “Ну что ты боишься как маленький?! Ты же уже большой!”, “Да не гадкая эта еда! С ней все нормально! Она очень здоровая!”, “Нельзя злиться на маму! Маму надо только любить!”
Попытки отговорить детей от чувств не приводят к их исчезновению. На самом деле, они обычно усиливаются.
В ситуации сильных эмоций важно помочь детям разобраться в своих чувствах, а не бояться их и не подавлять их. Детям, когда они расстроены, нужно то же, что и взрослым в такие моменты. Они хотят чувствовать, что кто слушает, принимает их чувства, не осуждает, не говорит на автомате, что делать.
Рядом должен быть кто-то, кто может принять неловкие чувства и поверить, что у них есть возможность справиться с ними при поддержке близкого.
Когда мы избегаем или минимизируем чувства детей, мы вмешиваемся в этот процесс. Мы даем понять, что нам неприятны их сложные эмоции и мы не хотим о них слышать. Это снижает вероятность того, что дети будут делиться с нами своими чувствами. Мы лишаем их возможности выразить и проработать их.
Главное, что нужно сделать — это понять, что чувства и эмоции не вредны для детей. Печаль и радость, гнев и любовь, гордость и неуверенность в себе, ревность и сочувствие могут сосуществовать. Это сложный набор эмоций, которые делают нас людьми.
Наша задача не в том, чтобы избавить или защитить детей от сложных эмоций (что на самом деле невозможно), а в том, чтобы помочь им их понять и научить эффективно справляться со своими чувствами.
Что это значить для ребенка, родители которого уходят в гости и оставляют его с няней? Это значит признать, что ему не нравится, когда родители куда-то уходят. Понять что родители не ждут, что он будет счастлив от этого. Знать, что родители уверены, что с ним все будет в порядке. Понять, что родители уверены в его способности вести себя хорошо и дружелюбно с няней.
Будьте рядом, давая ребенку успокоиться
Когда ваш ребенок находится в ситуации эмоционального всплеска, его мозг переполнен и не готов к обработке информации. Это не время решать проблемы или преподавать ребенку урок. Ребенок нуждается в том, чтобы родитель в этот момент был его опорой.
Многие родители, когда их ребенок находится в состоянии срыва, повторяют фразы типа: “Тебе сейчас трудно. Я с тобой”. Вроде бы эти слова направлены на успокоение ребенка, но как ни парадоксально, это часто приводит к усилению неуправляемости и накала.
Если в состоянии эмоционального срыва ребенка родитель повторяет “Я знаю, ты очень сердишься”, ребенок может начать эскалировать: “Я не сердился!!!”
Когда дети находятся в крайне неустойчивом и взрывном состоянии, меньше значит больше. Повторение эмпатических высказываний не успокоит ситуацию. Вместо этого можно выразить свое понимание эмоций ребенка один раз, а затем тихо и спокойно присутствовать, пока буря не пройдет.
Решайте проблемы, когда ребенок успокоится
Когда буря утихнет, прокомментируйте то как ребенок справился с успокоением, независимо от того, сколько времени это заняло.
Расскажите ему историю о том, что произошло. “Ты очень разозлился, когда я не разрешила тебе играть в смартфон сегодня утром перед школой. Ты потерял контроль и бросил в меня телефоном. Ты не хотел меня обидеть. Когда ты расстроен, твои эмоции берут верх. Я собираюсь помочь тебе научиться контролировать свои эмоции. Это моя задача.
У тебя есть идеи насчет того, как помочь тебе это делать? Расскажи мне о них.”
Выслушайте его идеи и поделитесь своими.
фото mohamed abdelghaffar с Pexels