Представьте, что вам 7 лет. Вы только что поругались со своим лучшим другом, на вас накричал учитель или вы получили какую-то пугающую информацию, которую не можете осознать. Вы рассказываете об этом своим родителям и получаете ответ: “Ой, да мне бы сейчас твои проблемы! Это вообще мелочи жизни! Не парься!”
Это может быть примером токсичной позитивности. Токсичная позитивность может показаться странным понятием. Как вообще позитивность может быть чем-то плохим?
Но когда дело доходит до борьбы со стрессом, слишком много позитива может быть плохо.
Токсичный позитивизм — это чрезмерное и неэффективное обобщение счастливого, оптимистичного состояния в различных ситуациях.
Оптимизм и позитивность — ценные качества. Их важно поддерживать. Но надо помнить о том, что счастье — это не вечное состояние. Это нормально, что счастье не длится круглосуточно. У нас могут быть естественные небольшие спады и подъемы настроения. Периоды, когда мы чувствуем себя нейтрально. И это нормально.
Это особенно важно помнить в отношении детей и подростков. Они только начинают понимать сложные эмоциональные состояния, осознавать естественное чередование эмоциональных подъемов и спадов.
Яркие эмоциональные состояния, такие как грусть и гнев, тоже являются частью жизни.
Дети и подростки проходят важный этап формирования эмоциональной устойчивости. Они учатся управлять своими эмоциями здоровыми способами. Чрезмерный акцент на позитивности в ответ на негативные эмоции ребенка может стигматизировать его эмоциональные состояния.
Фразы из разряда: “Вон посмотри, другим еще хуже” или “Ничего, переживешь”, могут лишить вашего ребенка возможностей для роста и обучения.
Чрезмерная позитивность в ответ на негативные эмоции детей и подростков может быть легко истолкована ими как пренебрежение их чувствами. Если ребенок чувствует, что его не слышат, это может подорвать его уверенность в способности родителей помочь ему.
Это снизит открытость ребенка. Он будет менее склонен общаться с родителями на важные для него темы в будущем.
Подавление родителями негативных эмоций детей связано с ростом тревожности, депрессии, хронической боли и физических заболеваний. Когда стресс детей игнорируется, люди остаются без ресурсов и поддержки. Они пока еще могут быть слишком малы, справиться с эмоциями самостоятельно, и их эмоциональный дистресс усугубляется.
Конструктивная противоположность проявляется — когда родители уделяют время тому, чтобы подтвердить негативные эмоциональные состояния своих детей. Можно сказать ребенку: “Я люблю тебя, что бы ты ни чувствовал”, “Я вижу, что тебе тяжело. Дай мне знать, когда ты будешь готов поговорить об этом”.
Это дает ребенку понять, что его переживания и чувства реальны. Он ощущает доверие и открыт к общению.
Подростки, чьи родители оказывают больше поддержки в ответ на негативные эмоциональные состояния ребенка, например, слушают, задают вопросы и успокаивают, заметно более эмоционально здоровы.
Когда позитивность становится чрезмерной?
При злоупотреблении позитивными фразами
Когда мы обнаруживаем, что в трудные моменты мы советуем ребенку что-то вроде: “Просто улыбнись!” или “Все происходит не просто так, просто встряхнись!” – это может быть признаком токсичной позитивности.
Эти ободряющие фразы могут использоваться изредка. Но чрезмерное увлечение ими может привести к тому, что чувства ребенка окажутся проигнорированы. Ребенок будет чувствовать, что проблемы, с которыми он сталкивается, не учитываются и игнорируются родителями.
Вместо этого мы можем сочетать позитивные высказывания с оценкой перспектив и сочувствием.
“Мне жаль, похоже, для тебя это было очень тяжело”, “Это нормально — плакать об этом”. Переживание болезненного опыта вместе с детьми, признание их эмоций может стать мощным катализатором доверия.
При представлениях том, что гнев или печаль — это плохо
Естественно считать определенные эмоции негативными. Но не стоит доверять мнению, что сильные эмоции по своей природе плохи.
Чувствовать и выражать эмоции — это то, что делает нас живыми людьми. Да, нам нравятся такие чувства, как счастье, радость, надежда, восторг, блаженство. Но мы также можем научиться признавать ценность более сложных эмоций, таких как печаль, гнев, страх, тревога в нашей жизни.
Если создать для детей пространство, где они могли бы печаль, страх или гнев и выражать их экологичным образом, эти приведет к большему эмоциональному контролю и устойчивости.
Вместо подавления или ограничения этих эмоциональных состояний, мы можем показать детям, как отступить назад, немного остыть, изучить эти чувства и их потенциальное значение, рассмотреть эти эмоции детально и получить ценную информацию, которую они могут дать.
В попытках сделать неудачу непростительной
В эпоху взлета звезд соцмедиа и популярности курсов про “успешный успех” мы часто думаем, что неудача недопустима. Неудачи — это часть жизни и ключ к личностному росту.
Перфекционизм – побочный продукт токсичного позитива. Он пытается создать миф о способности достичь жизни, в которой не будет неудач или трудностей.
Но успех чаще всего приходит благодаря правильной и конструктивной переработке неудачного опыта. Неудачи дают нам возможность учиться и становиться более способными и эффективными.
фото Josh Willink с Pexels