Большинство любящих родителей чувствуют естественное желание хвалить своих детей. Но в некоторых семьях есть мнение о том, что хвалить ребенка вредно. “Не перехвали, а то избалуешь”, — говорят в них.
Некоторые считают, что похвала сделает детей чрезмерно зависимыми от одобрения со стороны других людей и снизит их внутреннюю мотивацию к хорошему поведению.
Что же на самом деле говорят исследования о похвале детей? Является ли похвала эффективным способом поощрения детей? Или она делает детей слишком зависимыми от одобрения окружающих и лишает их внутренней мотивации?
Похвала в целом оказывает положительное влияние на детей. Она связана с улучшением успеваемости, повышением внутренней мотивации к доброму и полезному поведению, повышением социального интеллекта.
Похвала связана с увеличением объема мозгового вещества в области мозга, связанной с эмпатией, добросовестностью и открытостью.
Но то, как именно вы хвалите своего ребенка, имеет значение. Некоторые виды похвалы могут быть лучше, чем другие. Так как правильно хвалить своих детей?
Хвалите процесс, а не человека
Хвалите усилия, стратегию и процесс. То, на что ваш ребенок может влиять. Не хвалите то, на что у него мало влияния (интеллект, атлетизм или красоту). Процессуальная похвала повышает внутреннюю мотивацию детей и их настойчивость в трудной ситуации.
Похвала личности, как правило, заставляет детей больше зацикливаться на своих ошибках, легче сдаваться и винить себя.
Используйте поддерживающую, а не контролирующую похвалу
Похвала должна поддерживать самостоятельность вашего ребенка и поощрять его собственные индивидуальные суждения о себе. Она должна помогать ребенку исследовать себя и побуждать его лучше осознавать себя.
Говорите “Я вижу, тебе понравилось, когда ты победил на соревновании”, а не “Я радуюсь, когда ты побеждаешь на соревнованиях”.
Избегайте сравнений ребенка с другими детьми
Когда вы используете похвалу, сравнивая своего ребенка с другими детьми, в краткосрочной перспективе это повышает успеваемость.
Но в долгосрочной перспективе такая практика может быть связана с тем, что человек оценивает свои результаты только в сравнении с другими людьми. Он меньше стремится достигать собственных целей или меньше получает удовольствие сам.
Используйте конкретную, а не общую похвалу
Похвала с конкретной информацией помогает детям узнать, как улучшить свое поведение в будущем.
Похвала, “молодец, что положил свои игрушки обратно в шкаф, когда закончил играть” поможет ребенку усвоить конкретные ожидания. Если вы просто скажете “молодец” после того, как ваш ребенок уберет свои игрушки, он может не понять, что именно вы имеете в виду.
Общая похвала может не дать ребенку представления о том, как улучшить свои результаты в будущем.
Используйте жесты и тактильные ощущения
Родители могут использовать жесты (приветствие, большой палец вверх), чтобы иногда поощрять своих детей. Можно использовать тактильные ощущения – погладить ребенка по голове, предложить “дать пять”, обнять ребенка.
Будьте искренни
Если дети чувствуют, что родители либо слишком хвалят, либо недооценивают их успеваемость, то у них чаще возникает депрессия и снижается успеваемость.
Чрезмерная похвала (например, “Это самый красивый рисунок, который я когда-либо видел”) связана с тем, что у детей развивается низкая самооценка, они избегают трудностей и становятся чрезмерно зависимыми от похвалы.
В этом случае используйте сообщение, которое расскажет ребенку о том, что он может чувствовать: “Я вижу, как тебя действительно вдохновил процесс рисования”. Либо дайте отзыв, который поможет ребенку осознать какие-то стадии его развития: “Сегодня ты очень хорошо смог увидеть тень на этом предмете и очень точно смог подобрать цвета”.
Выводы
Похвала повышает мотивацию и настойчивость. Она улучшает поведение, если она искренняя. Похвала предполагает, что ребенок может контролировать улучшение результата. Она поддерживает, а не контролирует, поощряет внутреннюю мотивацию, не сравнивает ребенка с другими, а также является конкретной и точной.
фото Julia M Cameron с Pexels