Вспомните свои школьные уроки алгеброй и геометрией. Обычно нам сначала давали новую тему, а потом давали возможность в ней попрактиковаться. Учитель излагает идею, решает несколько примеров задач на доске, а затем просит учеников решить аналогичные задачи.
Эта классическая схема может быть не самым эффективным методом обучения.
Исследователь в области образования Ману Капур предложил новую стратегию образования – “продуктивную неудачу”. Она рекомендует сначала дать ученикам возможность разобраться с новой проблемой, а затем объяснить основную концепцию.
Можно назвать такой поход “обучением на ошибках” или “учёбой на ошибках”.
Такая стратегия может использоваться при обучении наукам и технологиям в средней школе.
Ману Капур с коллегами проанализировал 53 исследования, посвященные изучению естественных наук и математики в Северной Америке, Европе и Азии. Возраст студентов варьировался от второклассников до аспирантов, но большинству из них было от 12 до 18 лет.
Результаты исследования показали, что предложение ученикам сначала решить проблему, а потом получить ключ к решению было в два-три раза более эффективно, чем классический подход.
“Продуктивная неудача” требует некоторых условий.
Ученики должны уже обладать некоторыми базовыми знаниями, чтобы попытаться решить начальную задачу. Начальные задачи должны быть сложными, но не нерешаемыми. И модель лучше всего работает, когда ученики работают в малых группах, чтобы найти ответы.
Пытаясь решить начальную проблему, ученики признают свои пробелы в знаниях. И это пробуждает у них интерес к обучению. Когда учитель объясняет им новую концепцию, они лучше ее усваивают после неудачной попытки решить предыдущую задачу.
Команда Капура внедрила подход “продуктивной неудачи” в университетский курс алгебры в ETH Zurich, государственном университете Швейцарии.
Обычно в этом курсе использовался традиционный подход к обучению. Студенты сначала прослушивали лекцию, а потом делали практические упражнения.
В рамках студентам была дана возможность решать некоторые задачи до начала лекций. Студенты, выполнявшие предварительные задания, имели на 20% больше шансов успешно сдать экзамен и получали более высокие оценки по сравнению с другими.
фото Andrea Piacquadio с Pexels