Как мы заглушаем одиночество покупками?

Многие из нас в какой-то период жизни испытывают одиночество. Кто-то хочет иметь больше друзей, но не может завязать дружбу. Кто-то хочет быть в романтических отношениях, но периодически остается один. Иногда люди стараются справляться с одиночеством с помощью более потребления вещей.

Что такое одиночество?

Одиночество – это субъективное переживание нехватки социальных отношений. Ощущение того, что эти отношения недостаточно качественны или не приносят удовлетворения в важных вопросах.

Есть разница между ощущением одиночества и фактической социальной изоляцией. Человек может чувствовать себя одиноким, несмотря на то, что находится в обществе или имеет много друзей. Другой человек, находящийся в фактической социальной изоляции, может чувствовать себя удовлетворенным, периодически контактируя с близкими людьми.

Компенсаторное потребление вещей

Один из способов справиться с одиночеством – компенсаторное потребление. Компенсаторное потребление – это использование предметов для удовлетворения психологической потребности в принадлежности.

Человек, боящийся отвержения, может с большей готовностью приобрести вещь, которая ему не нравится. Но он сделает это, если эта вещь нравится его партнеру.

Компенсаторное потребление не обязательно связано с чем-то однозначно негативным. Оно может быть и позитивным, например, в виде пожертвований в благотворительные организации.

Компенсаторное поведение может быть и однозначно вредным. Например, когда человек употребляет чрезмерное количество алкоголя или наркотики, чтобы удовлетворить свою потребность в принадлежности.

Социальные сети, казалось бы, должны помогать людям преодолевать одиночество. Они должны быть особенно полезны для одиночек, позволяя им воссоединяться с друзьями или общаться с людьми, разделяющими их интересы.

Но парадоксально то, что соцсети не помогают снизить одиночество. Использование соцсетей ассоциируется с ростом субъективного чувства одиночества. Зачастую это можно объяснить низким качеством интернет-общения по сравнению с реальным.

Потребление вещей для снижения чувства одиночества

Некоторым людям вещи дают ощущение косвенной или символической связи. Примером может быть покупка подержанных вещей (подержанных книг, настольных игр, часов). Они подсознательно чувствуют некое подобие контакта с предыдущими владельцами этой вещи, ощущают ее “историю”.

Некоторые одинокие люди могут подсознательно устанавливать эмоциональные отношения с брендами или антропоморфизировать продукты (приписывая им человеческие характеристики). Так например, некоторые люди склонны относиться к своим автомобилям, музыкальным инструментам, компьютерам как к живым существам.

Одинокие люди отдают большее предпочтение антропоморфным товарам, то есть товарам в рекламе которых вещи предстают в виде живых существ. Здесь в качестве примера можно назвать драже M&Ms.

Чем опасно компенсаторное потребление?

Один из рисков состоит в том, что замена товаров на человеческую связь становится все более постоянной. Это может превратиться в накопление имущества или материализм.

Материализм, направленный изначально на уменьшение одиночества может привести к еще большему усилению одиночества. Отношения с вещами заменяют социальное взаимодействие. Это приводит к еще большему одиночеству. И цикл повторяется усиливаясь больше и больше.

Выводы

На развитие чувства одиночества влияют разные факторы такие как застенчивость, интроверсия, плохая социальная адаптация, буллинг, сексизм или расизм и другие. Одиночество возникает, когда люди не могут удовлетворить свою потребность в принадлежности другим.

И дело не в фактическом количестве отношений, а в субъективном восприятии этих отношений. В том, помогает ли общение удовлетворить наши социальные потребности и потребности в принадлежности.

Избыточное потребление вещей может быть стратегией совладания с одиночеством. Но оно может дать и обратный эффект, усугубляя чувство одиночества.

В отношении вещей нам важно находить золотую середину. Отыскивать здоровый баланс между избеганием всех вещей, которые могут помочь наладить контакт с другими людьми, и с другой стороны – чрезмерной зависимостью от предметов.

фото freestocks.org с Pexels

(Visited 29 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *