Что такое “исполнительные функции”?

Исполнительные функции – это набор когнитивных процессов и умственных навыков, помогающих планировать и успешно реализовывать свои цели.

Исполнительные функции включают:

  • самосознание,
  • сдерживание (торможение),
  • невербальную рабочую память (краткосрочную память, связанную с сенсорной и пространственной информацией),
  • вербальную рабочую память (краткосрочную память, связанную с речью и языком),
  • эмоциональную регуляцию,
  • мотивационную регуляцию,
  • планирование действий и
  • решение проблем.

По большей части их реализацией занимается префронтальная кора головного мозга.

Некоторые наши действия, такие как дыхание, пищеварение, замирание или убегание в ситуации опасности происходят автоматически. Некоторые зависят от исполнительных функций. Достижение цели, требующее управления временем, принятие важных решений задействуют исполнительные функции.

Между хорошими исполнительными функциями и общим интеллектом есть общая корреляция. В каких-то случаях хорошо развитые у человека исполнительные функции могут лучше предсказывать успех человека, чем IQ. Но в некоторых случаях люди с высоким уровнем IQ не отличаются хорошими исполнительными функциями.

Исполнительные функции начинают проявляться в первый год жизни ребенка и быстрее развиваются в начальной школе. У большинства людей они продолжают совершенствоваться до середины 20-ти или даже до 30 лет.

У тех, кто испытывает проблемы с исполнительными функциями, скорее всего, будут проблемы с началом или завершением задач, последовательным выполнением этапов проекта, поддержанием порядка в своих вещах. Они могут с трудом принимать решения, часто терять важные вещи.

У них могут быть проблемы с импульсивным или эмоциональным контролем. Такие люди могут действовать, не подумав, или иногда казаться чрезмерно эмоциональными.

Расстройство исполнительной функции (EFD)

В психологической науке есть такое понятие как “расстройство исполнительной функции”, или EFD. При этом EFD не является официальным диагнозом в медицинских классификаторах.

Людям с нарушениями исполнительного функционирования будет сложнее, чем другим людям в их возрастной группе, запоминать информацию, планировать и выполнять задачи, упорядочивать предметы и информацию, поддерживать мотивацию. Они могут испытывать трудности с контролем эмоций, импульсов и внимания.

В каких-то характеристиках расстройство исполнительных функций похоже на СДВГ, но это не одно и то же. Кроме того трудности с исполнительными функциями могут сопровождать другие расстройства развития и настроения, включая аутизм или депрессию.

Что вызывает плохое исполнительное функционирование?

Не всегда можно четко определить причину плохого исполнительного функционирования. Причина может заключаться в сочетании генетики, пренатального воздействия, травмы в раннем детстве или других факторов.

Дети могут быть неорганизованными из-за СДВГ, непослушания или просто потому, что они не заинтересованы в поддержании аккуратности.

У некоторых детей, которым трудно стать организованными, действительно может быть плохое исполнительное функционирование. Они могут испытывать трудности с мотивацией, решением проблем и планированием.

Как улучшить исполнительные функции?

Способность планировать, решать проблемы, организовывать и выполнять действия может помочь детям и взрослым во многих сферах жизни.

При выборе стратегии развития важно определить, какие именно исполнительные функции вы хотите укрепить – планирование, решение проблем, рабочую память или эмоциональную регуляцию.

Например, взрослые, испытывающие трудности с мотивацией, могут разработать систему поощрения за успешное выполнение задания, а те, кто испытывает трудности с контролем импульсов, могут установить последовательный распорядок дня для усиления торможения.

Стратегии для улучшения исполнительных функций включают в себя:

  • разбиение крупной задачи на более мелкие части;
  • составление списков дел;
  • работу с напарником для повышения ответственности;
  • блокирование доступа к отвлекающим факторам (убирание телефона в ящик или блокирование отвлекающих веб-сайтов);
  • использование поощрений для мотивации.

Многим детям, которым трудно следить за выполнением задач и обязанностей, очень помогает записывание задач. Можно помочь ребенку записывать задачи, планировать шагов по их выполнению и придумывать поощрения в случае успеха.

Исполнительные функции развиваются довольно медленно. Многие дети со слабыми исполнительными функциями, могут со временем естественно и без специальных занятий подтянуть свои навыки в ходе стандартного обучения.

У взрослых прогресс улучшения исполнительных функций может быть более медленным, но они могут улучшить свои способности в этой сфере.

фото Julia M Cameron с Pexels

(Visited 12 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *