Исполнительные функции – это набор когнитивных процессов и умственных навыков, помогающих планировать и успешно реализовывать свои цели.
Исполнительные функции включают:
- самосознание,
- сдерживание (торможение),
- невербальную рабочую память (краткосрочную память, связанную с сенсорной и пространственной информацией),
- вербальную рабочую память (краткосрочную память, связанную с речью и языком),
- эмоциональную регуляцию,
- мотивационную регуляцию,
- планирование действий и
- решение проблем.
По большей части их реализацией занимается префронтальная кора головного мозга.
Некоторые наши действия, такие как дыхание, пищеварение, замирание или убегание в ситуации опасности происходят автоматически. Некоторые зависят от исполнительных функций. Достижение цели, требующее управления временем, принятие важных решений задействуют исполнительные функции.
Между хорошими исполнительными функциями и общим интеллектом есть общая корреляция. В каких-то случаях хорошо развитые у человека исполнительные функции могут лучше предсказывать успех человека, чем IQ. Но в некоторых случаях люди с высоким уровнем IQ не отличаются хорошими исполнительными функциями.
Исполнительные функции начинают проявляться в первый год жизни ребенка и быстрее развиваются в начальной школе. У большинства людей они продолжают совершенствоваться до середины 20-ти или даже до 30 лет.
У тех, кто испытывает проблемы с исполнительными функциями, скорее всего, будут проблемы с началом или завершением задач, последовательным выполнением этапов проекта, поддержанием порядка в своих вещах. Они могут с трудом принимать решения, часто терять важные вещи.
У них могут быть проблемы с импульсивным или эмоциональным контролем. Такие люди могут действовать, не подумав, или иногда казаться чрезмерно эмоциональными.
Расстройство исполнительной функции (EFD)
В психологической науке есть такое понятие как “расстройство исполнительной функции”, или EFD. При этом EFD не является официальным диагнозом в медицинских классификаторах.
Людям с нарушениями исполнительного функционирования будет сложнее, чем другим людям в их возрастной группе, запоминать информацию, планировать и выполнять задачи, упорядочивать предметы и информацию, поддерживать мотивацию. Они могут испытывать трудности с контролем эмоций, импульсов и внимания.
В каких-то характеристиках расстройство исполнительных функций похоже на СДВГ, но это не одно и то же. Кроме того трудности с исполнительными функциями могут сопровождать другие расстройства развития и настроения, включая аутизм или депрессию.
Что вызывает плохое исполнительное функционирование?
Не всегда можно четко определить причину плохого исполнительного функционирования. Причина может заключаться в сочетании генетики, пренатального воздействия, травмы в раннем детстве или других факторов.
Дети могут быть неорганизованными из-за СДВГ, непослушания или просто потому, что они не заинтересованы в поддержании аккуратности.
У некоторых детей, которым трудно стать организованными, действительно может быть плохое исполнительное функционирование. Они могут испытывать трудности с мотивацией, решением проблем и планированием.
Как улучшить исполнительные функции?
Способность планировать, решать проблемы, организовывать и выполнять действия может помочь детям и взрослым во многих сферах жизни.
При выборе стратегии развития важно определить, какие именно исполнительные функции вы хотите укрепить – планирование, решение проблем, рабочую память или эмоциональную регуляцию.
Например, взрослые, испытывающие трудности с мотивацией, могут разработать систему поощрения за успешное выполнение задания, а те, кто испытывает трудности с контролем импульсов, могут установить последовательный распорядок дня для усиления торможения.
Стратегии для улучшения исполнительных функций включают в себя:
- разбиение крупной задачи на более мелкие части;
- составление списков дел;
- работу с напарником для повышения ответственности;
- блокирование доступа к отвлекающим факторам (убирание телефона в ящик или блокирование отвлекающих веб-сайтов);
- использование поощрений для мотивации.
Многим детям, которым трудно следить за выполнением задач и обязанностей, очень помогает записывание задач. Можно помочь ребенку записывать задачи, планировать шагов по их выполнению и придумывать поощрения в случае успеха.
Исполнительные функции развиваются довольно медленно. Многие дети со слабыми исполнительными функциями, могут со временем естественно и без специальных занятий подтянуть свои навыки в ходе стандартного обучения.
У взрослых прогресс улучшения исполнительных функций может быть более медленным, но они могут улучшить свои способности в этой сфере.
фото Julia M Cameron с Pexels