Что такое высококонтекстная коммуникация?

В науке о коммуникации есть два понятия – высококонтекстная и низкоконтекстная коммуникация. Эти две категории могут вам помочь, если вы часто общаетесь с зарубежными партнерами из культур, которые значительно отличаются от вашей родной.

Высококонтекстное общение – это тип общения, при котором в процессе коммуникации учитывается множество сложных факторов. Среди них – статус, социальные отношения, социальное окружение, формальность, невербальный жест, молчание, символизм. Истинный смысл высококонтекстной коммуникации часто намного сложнее, чем буквальное значение произнесенных слов.

И наоборот, низкоконтекстная коммуникация более прямая и конкретная.

Среди регионов мира, где преобладает высококонтекстная коммуникация, можно отметить страны: Аргентина, Бразилия, Чили, Китай, Египет, Греция, Гонконг, Индия, Индонезия, Иран, Япония, Корея, Мексика, Нигерия, Филиппины, Португалия, Сингапур, Испания, Тайвань, Турция и Венесуэла. Можно заметить, что в списке есть множество стран с довольно консервативными культурными традициями, сохранившимися с древности.

Конечно, каждая культура уникальна. Но общее понимание высококонтекстного общения может помочь в распознавании и преодолении межкультурных различий в романтических и деловых отношениях.

Какие общие признаки присущи высококонтекстной коммуникации?

От меньшего к большему

Высококонтекстная коммуникация часто начинается с деталей, а в конце доходит до главной сути. Иногда в беседе основная суть может вообще напрямую не упоминаться.

Разговор по кругу

Высококонтекстные коммуникаторы склонны “читать между строк”. Форму общения можно охарактеризовать как сферическую. Участники беседы часто ведут ее вокруг темы, а не напрямую к делу.

Гармония идей

Высококонтекстная коммуникация часто направлена на взаимосвязь и гармонизацию идей. Идеи диалога должны быть взаимосвязаны, а не представлять собой разрозненные фрагменты.

Символизм

Общающиеся в высоком контексте часто намекают или подразумевают и ожидают, что их поймут. Они не высказывают свои мысли напрямую. Высококонтекстное общение обычно наполнено символизмом и метафорами. Действия часто передают сообщения вместо слов.

Внимание группам

Высококонтекстная коммуникация склонна хвалить группы, а не отдельных людей. Считается, что достижения и заслуги группы отражаются на каждом из ее индивидов.

Косвенная реакция

Высококонтекстные коммуникаторы склонны решать проблемы и конфликты, отвечать на критику косвенным путем. Они предпочитают решать вопросы с помощью непрямых методов, например, в кулуарах или с помощью посредника. Для высококонтекстных коммуникаторов важно сохранить лицо и избежать публичного позора.

Неформальные договоренности

В культурах с высоким контекстом общения соглашения часто заключаются на основе рукопожатия и являются более гибкими. Соглашения заключаются и сохраняются благодаря доверию, лояльности и уважению к отношениям.

Молчание – золото

В высококонтекстной коммуникации высоко ценится молчание. Оно
богато смыслом. В зависимости от ситуации, молчание может использоваться для выражения неодобрения или одобрения, власти, авторитета, достоинства, стыда, смущения или сопротивления.

Скромность

Коммуникаторы с высоким контекстом склонны ожидать, что их заметят за усердную работу, самопожертвование и достижения. Но они не склонны подчеркивать свои достоинства и просить о похвале. Они могут считать, что если они работают много, что коллеги или начальство должны заметить и признать их заслуги. Поэтому о них упоминать не следует.

Трудности с прямотой и конкретикой

Коммуникатор с высоким контекстом иногда может испытывать дискомфорт и усталость при общении с коммуникатором с низким контекстом. Его собеседник будет требовать от высококонтекстного коммуникатора слишком много словесной конкретики, и вопросы приходится излагать слишком прямо.

Фото RODNAE Productions

(Visited 38 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *