Представьте, что наш разум подобен музыкальной пьесе, где каждая нота отражает разные грани нашей психики. Как и в оркестре, наши эмоции, мысли и поведение гармонично сочетаются друг с другом, создавая уникальную композицию. Эта мелодия и является сущностью того, кто мы.
В области схематерапии, созданной американским психотерапевтом Джеффри Янгом эта симфония приобретает новое измерение. Схематерапия погружает нас в мир режимов. Режимы – это различные мелодии, которые играют внутри нас. Каждая из них – со своим собственным ритмом и тональностью. Они отражают разные эмоциональные состояния, модели мышления и способы поведения, которые вплетаются в ткань нашей жизни.
Режимы – это один из базовых концептов модели схематерапии. Другой фундаментальный концепт – это схемы. Но в этой статье мы обсудим именно режимы.
Концепция режимов “родитель – взрослый – ребенок”
Схематерапия признает, что наш ранний жизненный опыт формирует то, как мы воспринимаем и взаимодействуем с окружающим миром. Этот опыт приводит к появлению внутренних режимов – отличительных паттернов мышления, чувств и поведения, которые мы носим в себе. Понимание динамики родительского, взрослого и детского режимов важно для выявления глубинных причин нашей эмоциональной борьбы.
Родительский режим отражает влияние значимых авторитетных фигур в нашей жизни, таких как родители, учителя или воспитатели. Он включает в себя убеждения, ценности и поведение, которые мы усвоили от этих влиятельных фигур. Родительский режим может проявляться в разных ипостасях как “критикующий родитель”, “требовательный родитель”, “заботливый родитель”, формируя наше самовосприятие и влияя на наши отношения.
Режим взрослого представляет наше рациональное, логическое и решающее проблемы “я”. Это та часть нас, которая может отстраниться, объективно оценить ситуацию и принять решение на основе разума, а не эмоций. Взрослый режим позволяет нам четко и эффективно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Детский режим включает в себя эмоциональные, спонтанные и уязвимые аспекты нас самих. Он отражает чистое нефильтрованное выражение нашего внутреннего ребенка. Это ребенок со всеми его радостями, страхами, потребностями и желаниями. Режим ребенка может проявляться в таких ипостасях как “счастливый ребенок”, “уязвленный ребенок”, “сердитый ребенок”, “импульсивный ребенок”.
Разные специалисты в области схематерапии могут предлагать дополнительные ипостаси “родителя” или “ребенка”. Они могут включать в себя такие фигуры как “наказывающий родитель”, “обвиняющий родитель”, “одинокий ребенок”, “покинутый ребенок”, “униженный ребенок”, “зависимый ребенок”, “упрямый ребенок”, “недисциплинированный ребенок”, “разъяренный ребенок”. Со всеми этими режимами можно работать, если они представлены в психике человека и снижают качество его жизни.
В схематерапии понимание и работа с этими режимами важны для выявления нефункциональных и неадаптивных привычек и содействия эмоциональному улучшению и росту.
Если мы умеем распознавать эти режимы и понимать их, мы можем получить представление об истоках наших проблем, преодолеть дезадаптивные убеждения и сформировать более здоровые способы отношения к себе и другим.
Родительский режим: Уроки авторитетов
Родительский режим – включает в себя усвоенное поведение, установки и ценности, которые мы получили от значимых авторитетных фигур. К таким фигурам могут относиться родители, воспитатели, учителя или любые другие люди, которые оказывали сильное влияние на наше воспитание. Мы получаем их послания, впитываем их, включаем в свою психику, то есть интернализируем, и дальше начинаем руководствоваться этими принципами на протяжении всей нашей жизни. В ходе жизни мы можем трансформировать эти послания в разной степени. И у каждого человека степень этой трансформации разная. Но часто в моменты стресса в человеке начинают срабатывать эти глубинные родительские установки, даже если во взрослой жизни он осознанно к ним не прибегает.
Родительский режим формирует наше самовосприятие. Он влияет на наше взаимодействие с другими людьми и окружающим миром.
Когда мы “включаем” режим родителя, мы часто обнаруживаем, что несем в себе уроки, послания и ожидания, которые мы впитали от этих авторитетных личностей. Этот режим может проявляться по-разному, каждый из которых отражает определенный набор усвоенных моделей поведения и установок.
Режим критического родителя характеризуется интернализованным критическим голосом. Этот голос напоминает нам про осуждение и суровость, которые мы, возможно, испытали от авторитетных лиц в детстве. При работе в этом режиме мы склонны к самокритике, устанавливая невозможно высокие стандарты для себя и других. Мы можем обнаружить, что занимаемся суровым самоосуждением, ругая себя за предполагаемые недостатки или ошибки.
С другой стороны, режим заботливого родителя воплощает сострадательные и заботливые качества, которые мы переняли от воспитателей в нашей жизни. Когда мы используем этот режим, мы предлагаем доброту, поддержку и понимание не только себе, но и окружающим нас людям. Режим заботливого родителя способствует развитию теплоты, сочувствия и чувства безопасности.
Режим контролирующего родителя отражает интернализацию авторитетных фигур, которые навязывали нам строгие правила и предписания. Работая в этом режиме, мы можем стать жесткими, негибкими или доминирующими. Мы можем чувствовать тягу контролировать себя и других. Иногда мы можем избыточно стараться установить порядок и подчинить окружающих.
Эти проявления родительского режима могут влиять на наши мысли, эмоции и поведение, как сознательно, так и бессознательно. Они могут формировать нашу самооценку, процессы принятия решений и отношения с другими людьми. Понимание и работа с родительским режимом может помочь нам выявить основные убеждения и ожидания, которые определяют наши действия, и предоставить возможности для изменения к лучшему и роста.
Взрослый режим: Рациональность, решение проблем и объективное наблюдение
Режим взрослого представляет наше рациональное, логическое и решающее проблемы “я”. Это та часть нас, которая может отстраниться от эмоций, объективно оценивать ситуации и принимать решения на основе разума и доказательств. Режим взрослого играет большую роль в нашей способности ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Он помогает нам преодолевать препятствия эффективно и четко осознавая ситуацию.
Когда мы используем режим взрослого, мы используем способности к критическому мышлению, логическому анализу и объективному наблюдению. Этот режим позволяет нам рассматривать различные точки зрения, оценивать доказательства, взвешивать плюсы и минусы различных вариантов. Он помогает нам принимать обоснованные решения, решать проблемы и реагировать на вызовы продуманно и адаптивно.
Взрослый режим побуждает нас отказаться от инстинктивных реакций и импульсивного поведения. Он побуждает нас задуматься над нашими автоматическими мыслями (когнитивными искажениями) и эмоциональными реакциями. Он помогает нам поставить под сомнение обоснованность автоматических реакций и рассмотреть альтернативные объяснения. Развивая в себе режим взрослого, мы можем глубже понять собственные предубеждения и побороть неэффективные модели мышления.
Работая с режимом взрослого, мы получаем возможность отделить себя от прошлого опыта и неадаптивных схем. Мы можем объективно рассматривать ситуации. При этом мы будем наблюдать за работой наших эмоций, не отрицая их, а управляя ими. Этот режим позволяет нам реагировать на проблемы так, чтобы они соответствовали нашим ценностям и долгосрочным целям, а не были спровоцированы эмоциональной реакцией.
В схематерапии специалисты работают с людьми, чтобы развить и укрепить их взрослый режим. С помощью различных техник, таких как когнитивная реструктуризация, логический анализ и упражнения по решению проблем, люди учатся лучше использовать свое рациональное мышление и развивать сбалансированную перспективу.
Взрослый режим помогает людям бросить вызов нежелательным убеждениям, освободиться от дезадаптивных шаблонов и выработать новые мыслительные и поведенческие привычки.
Режим ребенка: Эмоции и чувства
Детский режим представляет собой наши эмоции и чувства и поведение. Исследование детского режима позволяет нам раскрыть влияние нашего раннего опыта на нашу последующую жизнь и создать пространство для исцеления и роста.
Когда мы подключаемся к режиму ребенка, мы связываемся с яркими эмоциями и воспоминаниями, напоминающими о нашем детстве. Этот режим включает в себя как радость, так и боль. Он несет в себе чистое выражение потребностей, желаний, страхов и уязвимостей нашего “внутреннего ребенка”.
Режим “счастливого ребенка” отражает игривость, любопытство и творческие качества нашего детского “я”. Когда мы обращаемся к этому режиму, мы занимаемся тем, что приносит нам радость, раскрывает наши творческие способности и лелеет наше любопытство. Нахождение в этом режиме может описываться нами как радость, восторг, вдохновение.
Режим “уязвленного ребенка” отражает эмоциональные травмы и неудовлетворенные потребности из нашего прошлого. Он отражает боль, страх, печаль или гнев, которые мы могли испытать в детстве. Он влияет на наши эмоциональные реакции, часто вызывая сильные чувства или модели поведения, которые тянутся из неразрешенных детских переживаний.
Если мы хотим работать с травмами, признание и трансформация режима “уязвленного ребенка” важна для освобождения от саморазрушающих моделей поведения.
В схематерапии работа с этим режимом включает в себя бережное исследование и понимание детских режимов. Оно дает возможность исцелить эмоциональные раны, воспитать сострадание к себе и развить более здоровые способы отношения к себе и другим. Терапевт выступает в роли доверенного проводника. Он создает безопасное пространство, где люди могут воссоединиться со своим “внутренним ребенком”, подтвердить свои эмоции и переписать историю о своем прошлом опыте.
Отношения между режимами и зонами мозга
В схемотерапии функции разных режимов могут быть связаны с определенными зонами мозга. Хотя важно отметить, что эти ассоциации не основаны на точных нейронаучных сопоставлениях, они могут обеспечить полезную основу для понимания того, как различные области мозга могут способствовать функциям родительского, взрослого и детского режимов.
Родительский режим и зоны мозга
Одна из важнейших областей мозга, связанных с родительским режимом, — вентромедиальная префронтальная кора. Она участвует в эмоциональной регуляции и процессах принятия решений. Она помогает нам оценивать и интегрировать социальную информацию, выносить суждения об уместности определенного поведения или реакции в социальных контекстах. Вентромедиальная префронтальная кора помогает нам усваивать общественные ожидания и нормы, позволяя нам принимать установки и ценности, соответствующие установкам авторитетных лиц. Она играет роль в формировании нашего морального компаса и влияет на наши эмоциональные реакции в ситуациях, связанных с социальным взаимодействием.
Другая важная область мозга, связанная с родительским режимом, – передняя поясная кора. Она участвует в моральных рассуждениях, сопереживании и оценке социальных норм. Она помогает нам ориентироваться в этических дилеммах и выносить суждения о правильном и неправильном. Передняя поясная кора способствует нашей способности сопереживать другим людям, понимать их точку зрения и реагировать с соответствующей эмоциональной чувствительностью. Он помогает в усвоении общественных ценностей и развитии чувства ответственности и долга по отношению к другим.
И вентромедиальная префронтальная кора, и передняя поясная кора работают вместе, способствуя функционированию родительского режима. Они помогают формировать наше понимание социальных норм, направляют наши эмоциональные реакции в социальных ситуациях и влияют на наши моральные суждения. Эти области мозга являются частью более крупной сети нашего мозга, участвующей в социальном познании, эмоциональной регуляции и принятии моральных решений.
Исследуя и работая с родительским режимом в схематерапии, люди могут определять эти интернализованные послания. В этом случае у них появляется возможность оценить, адаптивны ли они или они наоборот способствуют возникновению дезадаптивных паттернов.
Осознанно вмешиваясь в этот процесс люди могут бросить вызов неадаптивным привычкам и изменить нежелательные убеждения и поведение, связанные с родительским режимом.
Режим взрослого и зоны мозга
Дорсолатеральная префронтальная кора, расположенная в передней части мозга, играет решающую роль в исполнительных функциях, необходимых для работы взрослого человека. Эти функции включают рабочую память, контроль внимания, когнитивную гибкость и логическое мышление.
Рабочая память позволяет нам удерживать информацию в голове и манипулировать ею, что дает нам возможность анализировать сложные ситуации, рассматривать различные точки зрения и принимать обоснованные решения. Контроль внимания помогает нам сосредоточить наши когнитивные ресурсы на необходимой информации, отсеивая при этом отвлекающие факторы. Когнитивная гибкость позволяет нам менять свое мышление и адаптировать свои стратегии, когда мы сталкиваемся с новыми задачами или меняющимися обстоятельствами. Логическое мышление позволяет нам оценивать доказательства, делать выводы и проводить критический анализ.
Дорсолатеральная префронтальная кора служит центром управления. Этот стратегический центр позволяет нам отстраниться от эмоциональной реактивности и заняться объективным мышлением. Он помогает регулировать эмоциональные влияния и предубеждения, позволяя нам подходить к ситуациям с ясным и рациональным мышлением. Активируя режим взрослого, мы можем объективно оценивать ситуации, рассматривать альтернативные точки зрения и делать обдуманный выбор, основываясь на доводах и доказательствах, а не руководствуясь исключительно эмоциями.
Вовлечение режима взрослого в схематерапию имеет решающее значение для преодоления и трансформации неадаптивных убеждений и поведения, связанных с другими режимами, такими как режим родителя и ребенка.
Подключая ресурсы дорсолатеральной префронтальной коры, люди могут отстраниться от автоматических мыслей, эмоциональных реакций и укоренившихся шаблонов. Такая когнитивная гибкость позволяет более адаптивно реагировать на сложные ситуации, освобождаясь от повторяющихся и бесполезных моделей мышления и поведения.
Благодаря терапевтическим техникам люди могут укрепить свой “взрослый режим” и разработать мыслительные стратегии, позволяющие управлять своими эмоциями, объективно анализировать ситуации и делать выбор в соответствии со своими ценностями и целями. Развитие режима взрослого в схематической терапии позволяет людям взять ответственность за свою жизнь.
Детский режим и зоны мозга
Лимбическая система, расположенная глубоко в мозге, включает в себя несколько ключевых областей, которые способствуют функционированию детского режима. Миндалина или амигдала, которую часто называют “эмоциональным центром” мозга, играет важнейшую роль в обработке и генерировании эмоциональных реакций. Она отвечает за обнаружение и оценку эмоциональной значимости стимулов и может вызывать выброс гормонов стресса, таких как кортизол, в ответ на воспринимаемые угрозы или эмоциональные переживания. Миндалина помогает нам связываться с яркими эмоциями и влияет на наши немедленные эмоциональные реакции на различные ситуации.
Гиппокамп, еще один компонент лимбической системы, участвует в кодировании, консолидации и извлечении воспоминаний, особенно тех, которые связаны с эмоциями. Он играет важную роль в связывании эмоциональных переживаний с конкретным контекстом, помогая нам формировать ассоциации между событиями и эмоциональными состояниями. Гиппокамп позволяет нам вспоминать и заново переживать эмоциональные воспоминания, которые могут влиять на наши эмоциональные реакции в настоящий момент.
Островковая доля или инсула – это область, расположенная глубоко в коре головного мозга, которая объединяет сенсорную информацию с эмоциональной обработкой. Она играет важную роль в контроле внутренних телесных ощущений, эмоциональном осознании и эмпатии. Инсула позволяет нам связываться с нашими собственными эмоциями и эмоциями других людей, способствуя развитию чувства сопереживания и самопонимания. Она помогает нам настроиться на эмоциональное состояние и телесные ощущения, которые могут влиять на наше поведение и реакции.
Активация этих лимбических областей формирует наши эмоциональные реакции и способствует формированию самоощущения, связанного с режимом ребенка. Детский режим позволяет нам задействовать глубоко укоренившиеся эмоции, потребности и желания, на которые часто влияют прошлый опыт и ранние отношения привязанности. Он может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, способствовать чувству уязвимости, игривости, творчеству и спонтанности.
В схематерапии понимание и работа с режимом ребенка включают в себя изучение и обработку этих эмоций, воспоминаний и поведения, чтобы понять их глубинные причины и смысл.
Развивая самосознание и понимание работы детского режима, люди могут отличать прошлый опыт от настоящей реальности, бороться с нежелательными убеждениями и паттернами, связанными с детским режимом, а также воспитывать эмоциональную устойчивость и сострадание к себе.
Важно подчеркнуть, что эти ассоциации не ограничиваются конкретными областями мозга, а функции режимов включают в себя сложные взаимодействия между различными областями мозга. Мозг функционирует как сильно взаимосвязанная сеть, в которой различные области одновременно участвуют в многочисленных когнитивных и эмоциональных процессах. Вышеупомянутые ассоциации дают широкое понимание того, как различные зоны мозга могут способствовать выполнению функций родительского, взрослого и детского режимов в схематической терапии.
Развеиваем опасения относительно “раздвоения личности” и “голосов в голове”
Некоторые люди, приступающие к работе в рамках схематерапии говорят о своих опасениях, не разовьет ли работа с внутренними родителем, взрослым или ребенком у них “раздвоение личности” (диссоциативное расстройство идентичности), “голоса в голове” и не приведет ли это к плохим последствиям.
Важное различие между человеком, который переживает и идентифицирует режимы родителя, взрослого и ребенка в схематерапии, и человеком с диссоциативным расстройством идентичности заключается в природе и функционировании этих переживаний.
В схематерапии режимы выступают как эмоциональные состояния или паттерны мышления, чувств и поведения, которыми мы все обладаем. Это динамичные и изменчивые аспекты нашей психики, которые могут влиять на наши мысли, эмоции и поведение в конкретных ситуациях. Режимы в схематерапии не предполагают наличия отдельных и раздельных личностей, как это наблюдается при диссоциативном расстройстве идентичности.
Можно сказать, что режимы это метафорические собирательные образы, которые служат инструментами для работы с нашей психикой. При этом важно осознавать их условность и метафоричность.
Диссоциативное расстройство идентичности – это расстройство, характеризующееся наличием нескольких отдельных идентичностей или состояний личности. Эти личности могут иметь разные имена, личные истории и характеристики, и в разное время могут контролировать поведение человека. При этом человек может не осознавать их условности. Он принимает их как нечто совершенно реальное. Люди с ДИД могут испытывать серьезные нарушения памяти, восприятия, идентичности и сознания, часто сопровождающиеся диссоциативной амнезией или пробелами в памяти.
Работа с режимами в схематерапии не приводит к развитию диссоциативного расстройства идентичности. Схематерапия – это хорошо зарекомендовавший себя и основанный на доказательствах терапевтический подход, призванный помочь людям определить и понять свои режимы, устранить дезадаптивные паттерны и способствовать личностному росту и благополучию. Цель состоит в том, чтобы интегрировать и сбалансировать разные аспекты себя, а не разобрать себя на кусочки.
Схематерапия фокусируется на развитии самосознания, эмоциональной регуляции и адаптивных стратегий.
Заключение
Для ощущения баланса, полноты жизни, адаптации к меняющимся условиям окружающей среды нам важно сбалансированное присутствие этих режимов нашей психики. И при этом важно, чтобы родитель присутствовал в этом процессе как “заботливый родитель”, а ребенок как “счастливый ребенок”. Уравновешивая друг друга эти режимы будут выполнять свои важные функции, помогая нам.
У каждого режима есть своя история, которую нужно рассказать, свое послание, которое нужно передать, своя миссия, которую нужно исполнить. Эти режимы – не противники, которых нужно убить или заставить замолчать. Это неотъемлемые части нашей психики, каждая из которых обладает уникальным голосом и вносит ценный вклад в наше жизненное путешествие.
Идя по этому пути, помните, что режимы – это не статичные фигуры. Это постоянно развивающиеся выражения нашего внутреннего мира. Примите их текучесть и гибкость. Используйте их силу. Позвольте режимам вступать в диалог и совместно находить решения, правильные для вашей жизни, здоровья, безопасности, саморазвития. Дайте себе разрешение расти, исцеляться и трансформироваться.
Пусть понимание и интеграция режимов станет для вас одним из ориентиров, освещающих ваш путь к большему самосознанию, внутреннему балансу и эмоциональному благополучию.
Фото: Ron Lach