Для большинства из нас уже не секрет, что аэробные упражнения могут помочь избежать некоторых последствий старения.

Растущее число исследований показывает, что плавание может улучшить здоровье мозга.

Регулярное плавание улучшает память, когнитивные функции, иммунную реакцию и настроение. Плавание может способствовать восстановлению повреждений мозга, вызванных стрессом, и формированию в мозге новых нейронных связей.

Создание новых клеток и совершенствование имеющихся

До 1960-х годов ученые считали, что количество нейронов и синаптических связей в человеческом мозге ограничено. А после повреждения эти клетки мозга не могут быть заменены.

Позже исследователи начали находить доказательства рождения новых нейронов (нейрогенеза) в мозге взрослых людей и других животных. Оказалось, что аэробные упражнения могут способствовать нейрогенезу и играть ключевую роль в восстановлении повреждений нейронов и их связей.

Этот процесс проходит из-за повышения уровня белка, называемого мозговым нейротрофическим фактором. Этот белок стимулирует нейронную пластичность или способность мозга изменяться. Тем самым он повышает умственные функции, включая обучение и память.

Исследования на людях выявили тесную связь между концентрацией мозгового нейротрофического фактора и увеличением размера гиппокампа — области мозга, отвечающей за обучение и память.

Повышенный уровень нейротрофического фактора мозга повышает остроту умственных способностей и способствует снижению тревожности и депрессии. А если уровень мозгового нейротрофического фактора у человека снижен, то он может начать испытывать расстройство настроения.

Аэробные упражнения способствуют высвобождению нейротрансмиттеров. Например, серотонина. При повышенном содержании в организме серотонин снижает уровень депрессии и тревожности и улучшает настроение.

Но что особенного в плавании?

Исследователи пока не знают, в чем заключается секрет плавания. Но они подплывают к пониманию этого секрета все ближе.

Плавание полезно для сердечно-сосудистой системы.

При плавании задействованы все основные группы мышц, и сердцу приходится работать с большой нагрузкой, что усиливает кровоток во всем теле. Это приводит к образованию новых кровеносных сосудов.

Увеличение кровотока может привести к большому выбросу эндорфинов — гормонов, которые действуют как естественное средство уменьшения боли во всем теле. Этот всплеск вызывает чувство эйфории, которое часто возникает после физических упражнений.

Исследования на крысах

Большинство исследований, направленных на изучение влияния плавания на мозг, проводилось на крысах.

В одном из исследований на крысах было показано, что плавание стимулирует мозговые пути, которые подавляют воспаление в гиппокампе и тормозят гибель клеток.

Плавание может способствовать выживанию нейронов и уменьшению когнитивных последствий старения.

Чтобы определить, как долго может сохраняться положительный эффект от плавания, исследователи обучали крыс плаванию в течение 60 минут ежедневно пять дней в неделю. Затем группа проверила память крыс. Грызунам давали проплыть через водный лабиринт со скрытой платформой, которую надо было найти.

Через семь дней обучения плаванию исследователи увидели, что крысы делают меньше ошибок из-за улучшения в краткосрочной и долгосрочной памяти.

Исследования на людях

Исследования на людях дают аналогичные результаты. Например, в одном исследовании, посвященном влиянию плавания на остроту ума у пожилых людей, ученые пришли к выводу, что у пловцов улучшилась скорость мышления и внимание по сравнению с теми, кто не занимался плаванием.

В другом исследовании сравнивались познавательные способности спортсменов, занимающихся наземными видами спорта, и пловцов. Исследователи обнаружили, что 20 минут плавания брассом умеренной интенсивности участники в обеих группах улучшили свои умственные способности.

Другая исследовательская группа изучила связь между физической активностью и тем, как дети усваивают новые слова. Исследователи учили детей в возрасте 6-12 лет названиям незнакомых предметов.

Затем они проверили их точность распознавания этих слов после выполнения в течение трех видов деятельности: раскрашивания, плавания и упражнений, похожих на кроссфит.

Успехи детей были намного выше после плавания. Занятия по раскрашиванию и кроссфит привели к одинаковому уровню запоминания. Плавание даже в течение короткого периода времени оказалось очень полезно для детского развивающегося мозга.

Детали, касающиеся необходимого времени плавания, дистанции, стиля плавания — еще предстоит выяснить.

Но неврологи все ближе к тому, чтобы собрать всю информацию воедино и объяснить мощный эффект воздействия плавания на мозг.

фото Jim De Ramos

(Visited 17 times, 1 visits today)

Leave A Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *